Положение о портфолио обучающихся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19
622920, Свердловская область, Пригородный район, с. Бродово, ул.Новая, д. 23
ИНН 6648004951, КПП 662301001
Телефон: (3435)931-2-19, 931-3-09, E-mail: brodovol9@mail.ru

СОГЛАСОВАНО:
на заседании педсовета школы
Протокол № 1
«30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
директор МБОУ СОШ № 19
Е.А.Четырева
введено в действие приказом № 124
от «30» августа 2023г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о портфолио обучающихся

1.

Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом
№ 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», основными
образовательными программами начального и основного общего образования МАОУ
СОШ № 104 (далее образовательная организация).
1.2. Настоящее Положение о портфолио обучающихся разработано в целях
создания условий в рамках реализации федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего образования,
внедрения системы учета внеучебных достижений учащихся и определяет структуру,
примерное содержание портфолио достижений учащихся образовательной
организации.
1.3. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ,
результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и
достижениях в различных областях за определенный период обучения.
1.4. Портфолио позволяет учитывать результаты учащегося в разнообразных
видах
деятельности:
учебной,
творческой,
спортивной,
социальной,
коммуникативной.
1.5. Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих
совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных
учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки,
которая является составляющей рейтинга учащихся.
1.6. Портфолио служит для сбора информации о продвижении учащегося в
учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего, основного общего
образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам
начального, основного общего образования, а также для представления личности
учащегося при переходе на следующий уровень обучения.

1.7. На уровне начального общего образования важной задачей портфолио
ученика является привитие учащимся первичных навыков
1.8. самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и
вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит
для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной
деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в основной
школе.
1.9. На уровне основного общего образования Портфолио служит для сбора
информации об образовательных достижениях учащегося в различных видах
деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.);
для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня
осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для
определения дальнейшего профиля обучения.
1.10. На уровне среднего общего образования Портфолио служит инструментом
профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории
учащегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности,
степени развитости, воспитанности и социализированности его личности.
2. Цели и задачи составления Портфолио
2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты
развития учащегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях,
демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и
умений.
2.2. Основными задачами составления Портфолио являются:
поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию учащихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности
обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной)
деятельности обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий
учащегося по уровням обучения;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной
социализации;
укреплять взаимодействие с семьей учащегося, повышать заинтересованность
родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной
педагогической деятельности со школой;
активно вовлекать учащихся и их родителей в оценочную деятельность на
основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:

диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный
период времени.
целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные
стандартом.
мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в
достижении положительных результатов.
содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых
работ.
развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и
воспитания от класса к классу.
рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Порядок формирования портфолио
3.1. Портфолио обучающегося является одной из составляющих системы
оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы и играет важную роль при переходе ребенка на следующий уровень
обучения для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Периоды составления портфолио – 1-4 классы начальная школа, 5-9 классы
основная школа, 10-11 классы – средняя школа. Портфолио оформляется в папкенакопителе с файлами на бумажных носителях, также может сохраняться и в
электронном виде.
3.3. В формировании портфолио обучающегося участвуют учащиеся, родители
учащихся (законные представители), классный руководитель, учителя-предметники,
педагоги
дополнительного
образования,
администрация
образовательной
организации.
3.4. Портфолио хранится у обучающегося, при наличии определенных условий
может храниться в классном помещении образовательной организации в течение
всего времени пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другую
образовательную организацию портфолио выдается на руки родителям (законным
представителям) вместе с личным делом ребенка.
4. Функциональные обязанности участников образовательных отношений
при ведении портфолио учащегося
При формировании портфолио функциональные обязанности межу
участниками образовательной деятельности распределяются следующим образом:
4.1. Классный руководитель:
несет ответственность за организацию формирования портфолио, систематическое
заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации
образовательной организации с его содержанием;
оказывает помощь учащимся в процессе формирования портфолио;

проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по
формированию портфолио с учащимися и их родителями;
осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями,
педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях
пополнения портфолио;
осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио;
обеспечивает учащихся и родителей необходимыми формами, бланками,
рекомендациями; оформляет итоговые документы.
4.2. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования:
проводят информационную работу с учащимися и их родителями по
формированию портфолио;
предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов
портфолио;
организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету
или образовательной области.
4.3. Родители обучающегося участвуют в оформлении и пополнении
портфолио ребёнка.
4.4. Заместители директора по УВР:
осуществляют общее руководство деятельностью педагогического
коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательной
организации;
осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по
реализации технологии Портфолио в образовательной организации.
5.

Структура и содержание Портфолио обучающихся

5.1. Портфолио содержит следующие разделы:
титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя,
отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото обучающегося
(по желанию родителей и обучающегося), (приложение № 1):
«Мой портрет» (личные сведения об учащемся);
«Портфолио работ»;
«Портфолио документов»;
«Портфолио отзывов».
5.2. Содержание разделов:
5.2.1. Раздел «Мой портрет» может включать в себя:
личные данные учащегося;
данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребёнка, занесённые им в
портфолио самостоятельно на добровольной основе;
информация, помогающая учащемуся проанализировать свой характер,
способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания:
результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и
тестирования;

описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их
достижений;
результаты проведенной работы по профессиональному и личностному
самоопределению;
другие сведения, раскрывающие способности учащегося (приложение № 2).
5.2.2. «Портфолио работ» - включает в себя выборку детских работ,
выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а
также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых
в рамках образовательной программы ОО.
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы
стартовой диагностики, промежуточных и итоговых работ по отдельным предметам.
Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность
демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение
более высоких уровней формируемых учебных действий.
Этот раздел включает в себя:
выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику
формирования универсальных учебных действий и динамику развития
компетентностей учащегося;
исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы,
название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы;
возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном
варианте);
техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная
работа, дается ее краткое описание, фотографии);
работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в
выставках);
другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре,
хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и
концертах);
занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных
учебных курсах (указывается название учреждения или организации,
продолжительность занятий и их результаты);
участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его
проведения, достигнутый результат);
участие в конференциях, учебных семинарах, лагерях (указывается тема
мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем
обучающегося);
участие в спортивных мероприятиях (указываются сведения об участии в
соревнованиях, наличии спортивного разряда);
иная
информация,
раскрывающая
творческие,
проектные,
исследовательские способности учащихся.

5.2.3 Раздел «Портфолио документов» - входят сертифицированные
(документированные) индивидуальные достижения обучающихся. Этот раздел может
включать в себя отражение результатов участия:
в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, как
нетелекоммуникационных, так и дистанционных, проектах различного уровня школьные, муниципальные, региональные, всероссийские и др.;
мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного
образования, ОУ СПО и ВПО, культурно-образовательными фондами и др;
образовательные тестирования и курсы по предметам;
конкурсах и мероприятиях, организованными муниципальными и
региональными органами управления;
спортивных соревнованиях;
и других (приложение 3).
Совокупность этих материалов должна давать достаточно объективное,
целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным
аспектам, — об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во
всех наиболее значимых аспектах обучения в школе.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля
достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с
учётом основных результатов начального, основного, среднего общего образования,
закреплённых в федеральных государственных образовательных стандартах.
Информация о достигаемых учащимся образовательных результатов должна
быть представлена только в форме, не представляющей угрозы личности,
психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
5.2.4 «Портфолио отзывов» может включать в себя:
систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы,
материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными
учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, классные руководители
и другие непосредственные участники образовательных отношений;
характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности,
представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования,
одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии,
отзывы, письма и пр.);
анализ самим школьником своей деятельности.
6. Оформление Портфолио
6.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой,
указанной в пункте 5 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с
файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
6.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается
помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе

совместной
работы
которых
устанавливается
отношения
партнерства,
сотрудничества. Это позволяет учащимся постепенно развивать самостоятельность,
брать на себя контроль и ответственность.
6.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы,
элементы оформления с учетом его индивидуальности.
6.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
записи вести аккуратно и самостоятельно;
предоставлять достоверную информацию;
каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и
визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года;
в конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в
различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся
результатов.
7. Презентация Портфолио достижений
7.1. Учащийся представляет содержание своего Портфолио достижений на
классном собрании, на родительском собрании, на выставке, конкурсах.
7.2. Презентация Портфолио достижений учащихся может проходить в форме
выставок Портфолио достижений.
7.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по
содержанию Портфолио достижений.
8. Подведение итогов работы
8.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и
Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы, отвечающих требованиям стандарта
к основным результатам образования, для подготовки карты представления ученика
при переходе на следующий уровень обучения.
8.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом
ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению
измерителей и представлению результатов.
8.3. Портфолио сопровождается документами:
состав Портфолио;
критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой
работы в накопленную оценку выпускника.
8.4. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным
руководителем. Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут
полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным
руководителем применительно к особенностям образовательной программы и
контингента учащихся.

8.5. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных
составляющих
Портфолио
целесообразно
соотносить
результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы
знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на
опорном учебном материале;
«высокий», «средний», «низкий» - при оценке уровня сформированности
универсальных учебных действий учащихся (метапредметные);
«хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной
системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными
действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
8.6. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе
материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются
выводы о:
сформированности у учащегося универсальных и предметных способов
действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность
продолжения образования на ступени основного общего образования;
сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к
самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач;
индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности:
мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
8.7. По результатам оценки Портфолио учащихся может проводиться годовой
образовательный рейтинг, выявляться учащиеся, набравшие наибольшее количество
баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
8.8. Система оценивания достижений учащихся по материалам Портфолио
прилагается (приложение 4). Оценка проводится классным руководителем 1 раз в
полугодие, суммируется по каждому виду деятельности и вносится в итоговый
документ «Сводную ведомость» на каждого учащегося (приложение 5).
8.9. В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки
Портфолио учащихся в «Сводную итоговую ведомость класса». Сводные ведомости
утверждаются директором, заверяется печатью школы и сдаются заместителям
директора с осуществления внутреннего мониторинга качества образования.

Приложение 1 к Положению
о портфолио обучающихся

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 104
ПОРТФОЛИО
Фамилия
Имя
Отчество
Число, месяц, год рождения
Год начала работы над портфолио
Классный руководитель

Приложение 2 к Положению
о портфолио обучающихся

Самоанализ
учащегося

результатов
класса

по

итогам

учебного

года

1. Итоги прошедшего учебного года для меня

2. Из запланированного мне удалось выполнить

3. Невыполненным оказалось
,
потому что

4. В этом учебном году для меня самым значимым и запоминающимся было

Личная подпись учащегося
Дата заполнения

Приложение 3 к Положению
о портфолио обучающихся
Участие в предметных олимпиадах
Название
Форма участия
(коллективная или индивидуальная)
Уровень
(школьный, районный, региональный, всероссийский, международный)
Год и месяц проведения
Результат
(заполняется в случае присуждения призового места)
Участие в творческих конкурсах, фестивалях, выставках
Название
Форма участия
(коллективная или индивидуальная)
Уровень
(школьный, районный, региональный, всероссийский, международный)
Год и месяц проведения
Результат
(заполняется в случае присуждения призового места)
Участие в спортивных соревнованиях
Название
Форма участия
(коллективная или индивидуальная
Уровень
(школьный, районный, региональный, всероссийский, международный)
Год и месяц проведения
Результат
(заполняется в случае присуждения призового места)
Посещение занятий в системе дополнительного образования, школе искусств,
спортивных секциях
Учебный год
Название объединения системы дополнительного образования
Учреждение, на базе которого проходят занятия

Участие в общественной жизни
Форма проведения
(участие в работе органов школьного самоуправления, акции, сборы и слеты,
предметные недели, концертные программы, иные мероприятия)
Уровень
(школьный, районный, региональный, всероссийский, международный)
Год и месяц проведения
Творческие, проектные, исследовательские и иные работы
Год написания работы
Название работы
Руководитель
(ФИО, должность)
Где была представлена
(наименование мероприятия, конкурса, конференции)
Результат
(заполняется в случае присуждения призового места)

Приложение 4 к Положению
о портфолио обучающихся
Критерии оценки Портфолио
1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научноисследовательской деятельности учебного плана.
Средний балл отметок на период оценивания (за
учебный год или по
четвертям), умноженный на 10.
1.
Контрольные, диагностические, мониторинговые работы
Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические,
мониторинговые работы, умноженный на 10.
2.
Участие в интеллектуально-познавательных конкурсах, проектной
деятельности.
Школа
район
регион
Всероссийск.
Международ.
5 баллов
6 баллов
7 баллов
8 баллов
9 баллов
Победитель
призер
участник
15
10
5
20
15
10
25
20
10
30
25
20
40
3.
Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру»,
«КИТ», «ЧИП», «СНЕЙЛ» и другие дистанционные конкурсы
Участие 5 баллов + соответствующее кол-во баллов за призовое место по
уровням.

Школьный
Региональный
Всероссийский
Международный
1 м +5 баллов
2 м +3 балла
3м +1 балл
1 м +10 баллов
2 м +7 баллов
3м + 4балла
1 м +15 баллов
2 м +11 баллов
3м +7 баллов
1 м +20 баллов
2 м +15 баллов
3м +10 баллов
2. Достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности
Показатель
Индикатор
Балл
1. Общественная деятельность
1.1. Сведения об участии в самоуправлении класса
Уровень активности и качество выполнения поручений
Высокая активность учащегося с учетом качества выполнения поручений
(согласно отзыву педагога)
Средняя активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву
педагога)
Низкая активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву
педагога)
1.2. Сведения об участии в делах класса и школы (конкурсы, КТД, акции,
праздники, социальные акции и т.д.)
5 баллов
3 балла
1 балл
2. Спортивные достижения
2.1. Участие в спортивных соревнованиях
победитель
призер

участник
Уровень школы
15
10
5
Уровень района
20
15
10
Уровень региона
25
20
10
2.2. Занятия в спортивных секциях, клубах
По 5 баллов
3. Творческие достижения
3.1. Сведения об участии в творческих конкурсах:
победитель
призер
участник
Уровень школы
15
10
5
Уровень района
20
15
10
Уровень региона
25
20
10
3.2. Занятия в студиях, кружках и пр.
По 5 баллов
4. Отзывы об учебной и внеурочной деятельности.

5. «Творческая мастерская»
Сводная
итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио учащегося
(Фамилия, имя, отчество)
(полное название образовательного учреждения)
Класс
Итоговый балл
1 полугодие
2 полугодие
Учебная деятельность
Достижения в олимпиадах, конкурсах
Спортивные достижения
Творческие достижения
Дополнительное образование
Участие в мероприятиях и практиках
Участие в общественной жизни
ИТОГО:_
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий
официальных документов, представленных в портфолио.

Дата
Директор школы
ФИО

подпись

ФИО

подпись

М.п.
Классный руководитель:

Приложение 5 к Положению
о портфолио обучающихся
Сводная итоговая ведомость по результатам оценки портфолио учащихся
класса
МАОУ СОШ № 104 за

учебный год

Фамилия и имя обучающихся
Количество баллов по критериям
ИТОГО:
Учебная деятельность
Достижения в олимпиадах, конкурсах
Спортивные достижения
Творческие достижения
Дополнительное образование
Участие в мероприятиях и практиках
Участие в общественной жизни
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий
официальных документов, представленных в портфолио
Дата
Директор школы
ФИО

подпись

ФИО

подпись

М.п.
Классный руководитель:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».