Положение о порядке выбора обучающимися факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19
622920, Свердловская область, Пригородный район, с. Бродово, ул.Новая, д. 23
ИНН 6648004951, КПП 662301001
Телефон: (3435)931-2-19, 931-3-09, E-mail: brodovol9@mail.ru

СОГЛАСОВАНО:
на заседании педсовета школы
Протокол № 1
«30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
директор МБОУ СОШ № 19
Е.А.Четырева
введено в действие приказом № 124
от «30» августа 2023г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке выбора обучающимися факультативных и элективных учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей)
1. Общие положения
Настоящий документ разработан в соответствии с:
Федеральнымзаконом№273от29декабря2012года «Об образовании в Российской
Федерации»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи",
Уставом МБОУ СОШ № 19.
Обучающимся предоставляются академические права на выбор (необязательных для
данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) из перечня,
предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.5 ч.1ст.34
ФЗ № 273).
Факультативные занятия имеют целью углубление и расширение общеобразовательных
знаний, образовательных компонентов инвариантной части, а также создание условий для
наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов учащихся, совершенствования
их умений и навыков.
Факультативы относятся к вариативной части учебного плана школы и являются
продолжением образовательного процесса:
факультативы рассматриваются как основа развития творческих способностей
учащихся школы;
ориентированы на формирование способности личности к самоопределению, на
подготовку учащихся к активному интеллектуальному труду;
реализуют идею общего, интеллектуального и нравственного развития личности;
создают условия для развития творческих способностей в соответствии с
интересами, независимо от их успеваемости;
предоставляют способным и подготовленным учащимся оптимальные условия для
реализации способностей в соответствие с наклонностями;
дают возможность более глубокого изучения одного или нескольких предметов как
обязательного, так и дополнительного цикла;
формируют личность, готовую к осознанному выбору и освоению программ
повышенного уровня.

Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения обучающимися)
являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки. Элективные курсы
призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и
склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных
образовательных программ в школе.
2. Виды и задачи курсов по выбору
Курсы по выбору в предпрофильной подготовке:
Предметно – ориентированные курсы. Задачи курсов данного вида:
- создать условия школьнику для реализации личных познавательных интересов в
выбранной им образовательной области;
- уточнить готовность и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
- создать условия для сдачи экзаменов по выбору, т.е. к наиболее вероятным предметам
будущего профилирования.
Межпредметные (ориентационные)курсы.
Задачи курсов данного вида:
- формировать у школьников способности и умения ориентации в мире современных
профессий;
- знакомить
на практике со спецификой типичных видов деятельности,
соответствующих наиболее распространенным профессиям;
- поддерживать мотивацию к тому или иному профилю.
3. Порядок формирования и работы факультативов
Факультативы создаются на основе свободного выбора учащимися:
От одного до трёх (возможно более) любых предметов учебного плана школы;
предметов, выходящих за рамки учебного плана, при наличии квалифицированных
преподавателей по выбранному направлению.
Каждый факультативный курс может быть рассчитан не менее чем на 17 часов. Часы,
выделяемые на факультативные занятия, входят в максимальный объем учебной нагрузки
учащегося.
Факультативные занятия предусматриваются специальным расписанием и проводятся до
или
после
уроков.
Их
следует
планировать
на
дни
с
наименьшим
количествомобразовательныхуроков.Междуобязательнымизанятиямиифакультативами
должен быть перерыв не менее 45 минут в соответствии с требованиями СанПиНа.
Факультативы:
Организуются на ступенях обучения НОО и ООО;
Зачисление в группы производится на добровольной основе из учащихся одного
класса и/или одной параллели;
Проводятся учителем согласно расписанию;
примерный состав учащихся факультативов составляется руководителем на новый
учебный год в мае.
4. Содержание образования на факультативной основе.
Образование строится на принципах уровневой дифференциации.
Содержание образования на факультативных занятиях определяется учителем, ведущим
факультатив, на основе типовых факультативных курсов, рабочих и авторских
образовательных программ, и отражается в программе факультатива в его названии.
Администрация школы контролирует выполнение программ факультативных курсов,
посещаемость, соблюдение расписания, ведение документации, предусмотренной настоящим
положением. Предметная диагностика факультативных курсов планируется администрацией
школы с учетом специфики факультативов на основании критериев, рекомендуемых
Минпросвещением РФ или разрабатываемых школой.
Факультативные занятия проводятся с учётом списочного контингента учащихся в
форме:
групповых занятий;
занятий по индивидуальным планам.
Итогом факультативного занятия являются сочинения, проекты исследования и т.д.
Оценка по итогам курса не выставляется.

5.Порядок выбора элективного курса
Изучение спроса обучающихся и их родителей (законных представителей) на элективные
курсы.
Предоставлениеобучающимсяиихродителям(законнымпредставителям)перечня
элективных курсов.
Выбор обучающимися на добровольной основе элективных курсов.
Составление перечня элективных курсов по выбору учащихся на учебный год.
6.Организация работы элективных курсов
Зачисление в группы для изучения элективных курсов является добровольным и
происходитвгруппахпостоянногосостава.Припроведениикурсовповыборудопускается
деление класса на группы.
Набор элективных курсов, предлагаемых школьнику в рамках предпрофильной
подготовки, носит вариативный характер, их число является избыточным.
Приоритетными формами обучения на элективных курсах являются: проектная и
исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, лаборатории и иные формы,
ориентированные на инновационные педагогические технологии.
Содержание элективных курсов не дублирует содержания предметов, обязательных для
изучения.
Методическое обеспечение элективного курса включает в себя:
- Программу курса;
- учебно-тематическое планирование;
- учебную литературу для учителя и обучающихся;
- систему творческих и методических наработок учителя и творческих работ школьников и
другие педагогические средства, необходимое оборудование.
Реализация содержания предпрофильного обучения обеспечивается программами,
утвержденными Министерством просвещения РФ. В случае отсутствия программы
преподавание элективных курсов в рамках предпрофильного обучения ведется по
программам, составленным педагогами школы и других образовательных учреждений,
утвержденным педагогическим советом школы.
Программа элективного курса должна соответствовать следующим условиям:
Учитывать особенности учащихся;
знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и
интересующих учащихся;
опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и
способствовать формированию исследовательских умений;
нацеливать на подготовку к экзаменам, олимпиадам;
уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного
материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация.
В качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия,
научно-популярная литература, справочные издания.
Преподавание элективных курсов ведется по расписанию, составленному с учетом
требований СанПиНа, в соответствии с нормативами учебного времени.
Преподаватель элективных курсов несет ответственность за жизнь и здоровье
школьниковвовремяпроведениязанятийиэкскурсийвсоответствиисприказомобохране труда и
техники безопасности.
Преподаватель элективных курсов своевременно ведет записи (темы занятий, учет
посещаемости) в классном журнале, который хранится в учительской.
Изучение курса для каждого ученика завершается зачетной работой (презентацией,
защитой, демонстрацией (и иными формами) результатов своей работы), оценка в виде зачета
выставляется в журнал.
Мониторинговые исследования результативности преподавания конкретного элективного
курса осуществляются:
Через анализ отметок по предметам, связанных с элективным курсом;
через анкетирование школьников, педагогов, родителей, целью которого является
анализ уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями;
результаты участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах и пр.

По окончании элективного курса учащийся может сменить заявленный курс на другой.
Элективный курс оценивается, если ученик выполнил зачетную работу: проект, творческая
или исследовательская работа, тест, зачет и т.д. Порядок оценивания устанавливается в
пояснительной записке к курсу. Итоговая оценка по курсу не выставляется. Она учитывается
при выставлении итоговой оценки по родственному предмету.
7.Ресурсное обеспечение элективных и факультативных курсов
Формы, средства и методы, используемые в преподавании элективов и факультативов,
выбираются педагогом самостоятельно в зависимости от поставленных целей и задач.
Программно – методическое обеспечение включает в себя:
- Программу курса;
- Информационно – содержательную основу курса;
- Учебно – тематическое планирование;
- Систему творческих наработок учителя и работ учащихся и другие средства,
необходимые в обучении.
Реализация курсов осуществляется программами, прошедшими экспертизу в
установленном порядке.
8. Порядок финансирования
a. Количество часов, отведённых на факультативные и элективные курсы, определяется с
учётом максимальной нагрузки согласно учебному плану школы.
b. Оплата труда производится в соответствии с количеством проводимых занятий.
9. Порядок управления
a. Администрация школы:
- Разрабатывает Положение о факультативных и элективных занятиях;
- Изучает спрос обучающихся и их родителей на факультативные и элективные курсы,
- Удовлетворенность их изучаемыми факультативными и элективными курсами;
- разрабатывает и утверждает учебный план с полным перечнем факультативных и
элективных курсов;
- контролирует ведение предусмотренной Положением документации;
- контролирует соблюдение требований в части обеспечения условий, в том числе
наполняемость групп;
- организует факультативные и элективные занятия в соответствии с данным Положением.
b. При организации факультативных и элективных занятий школа должна иметь
следующие документы:
- материалы анкетирования, определяющие выбор обучающимися и их родителями
(законными представителями) факультативных и элективных курсов;
- приказ по школе, утверждающий списочный состав обучающихся факультативных и
элективных курсов;
- журналы учета проведенных факультативных и элективных занятий;
- сведения об изучаемых факультативных и элективных курсах в классных журналах в
разделе «Сведения о факультативных занятиях»;
- расписание занятий факультативных и элективных курсов утверждается директором
школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».