МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 622920, Свердловская область, Пригородный район, с. Бродово, ул.Новая, д. 23 ИНН 6648004951, КПП 662301001 Телефон: (3435)931-2-19, 931-3-09, E-mail: brodovol9@mail.ru СОГЛАСОВАНО: на заседании педсовета школы Протокол № 1 «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО: директор МБОУ СОШ № 19 Е.А.Четырева введено в действие приказом № 124 от «30» августа 2023г. ПОЛОЖЕНИЕ О порядке выбора обучающимися факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) 1. Общие положения Настоящий документ разработан в соответствии с: Федеральнымзаконом№273от29декабря2012года «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи", Уставом МБОУ СОШ № 19. Обучающимся предоставляются академические права на выбор (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.5 ч.1ст.34 ФЗ № 273). Факультативные занятия имеют целью углубление и расширение общеобразовательных знаний, образовательных компонентов инвариантной части, а также создание условий для наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов учащихся, совершенствования их умений и навыков. Факультативы относятся к вариативной части учебного плана школы и являются продолжением образовательного процесса: факультативы рассматриваются как основа развития творческих способностей учащихся школы; ориентированы на формирование способности личности к самоопределению, на подготовку учащихся к активному интеллектуальному труду; реализуют идею общего, интеллектуального и нравственного развития личности; создают условия для развития творческих способностей в соответствии с интересами, независимо от их успеваемости; предоставляют способным и подготовленным учащимся оптимальные условия для реализации способностей в соответствие с наклонностями; дают возможность более глубокого изучения одного или нескольких предметов как обязательного, так и дополнительного цикла; формируют личность, готовую к осознанному выбору и освоению программ повышенного уровня. Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения обучающимися) являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в школе. 2. Виды и задачи курсов по выбору Курсы по выбору в предпрофильной подготовке: Предметно – ориентированные курсы. Задачи курсов данного вида: - создать условия школьнику для реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области; - уточнить готовность и способности осваивать предмет на повышенном уровне; - создать условия для сдачи экзаменов по выбору, т.е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования. Межпредметные (ориентационные)курсы. Задачи курсов данного вида: - формировать у школьников способности и умения ориентации в мире современных профессий; - знакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; - поддерживать мотивацию к тому или иному профилю. 3. Порядок формирования и работы факультативов Факультативы создаются на основе свободного выбора учащимися: От одного до трёх (возможно более) любых предметов учебного плана школы; предметов, выходящих за рамки учебного плана, при наличии квалифицированных преподавателей по выбранному направлению. Каждый факультативный курс может быть рассчитан не менее чем на 17 часов. Часы, выделяемые на факультативные занятия, входят в максимальный объем учебной нагрузки учащегося. Факультативные занятия предусматриваются специальным расписанием и проводятся до или после уроков. Их следует планировать на дни с наименьшим количествомобразовательныхуроков.Междуобязательнымизанятиямиифакультативами должен быть перерыв не менее 45 минут в соответствии с требованиями СанПиНа. Факультативы: Организуются на ступенях обучения НОО и ООО; Зачисление в группы производится на добровольной основе из учащихся одного класса и/или одной параллели; Проводятся учителем согласно расписанию; примерный состав учащихся факультативов составляется руководителем на новый учебный год в мае. 4. Содержание образования на факультативной основе. Образование строится на принципах уровневой дифференциации. Содержание образования на факультативных занятиях определяется учителем, ведущим факультатив, на основе типовых факультативных курсов, рабочих и авторских образовательных программ, и отражается в программе факультатива в его названии. Администрация школы контролирует выполнение программ факультативных курсов, посещаемость, соблюдение расписания, ведение документации, предусмотренной настоящим положением. Предметная диагностика факультативных курсов планируется администрацией школы с учетом специфики факультативов на основании критериев, рекомендуемых Минпросвещением РФ или разрабатываемых школой. Факультативные занятия проводятся с учётом списочного контингента учащихся в форме: групповых занятий; занятий по индивидуальным планам. Итогом факультативного занятия являются сочинения, проекты исследования и т.д. Оценка по итогам курса не выставляется. 5.Порядок выбора элективного курса Изучение спроса обучающихся и их родителей (законных представителей) на элективные курсы. Предоставлениеобучающимсяиихродителям(законнымпредставителям)перечня элективных курсов. Выбор обучающимися на добровольной основе элективных курсов. Составление перечня элективных курсов по выбору учащихся на учебный год. 6.Организация работы элективных курсов Зачисление в группы для изучения элективных курсов является добровольным и происходитвгруппахпостоянногосостава.Припроведениикурсовповыборудопускается деление класса на группы. Набор элективных курсов, предлагаемых школьнику в рамках предпрофильной подготовки, носит вариативный характер, их число является избыточным. Приоритетными формами обучения на элективных курсах являются: проектная и исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, лаборатории и иные формы, ориентированные на инновационные педагогические технологии. Содержание элективных курсов не дублирует содержания предметов, обязательных для изучения. Методическое обеспечение элективного курса включает в себя: - Программу курса; - учебно-тематическое планирование; - учебную литературу для учителя и обучающихся; - систему творческих и методических наработок учителя и творческих работ школьников и другие педагогические средства, необходимое оборудование. Реализация содержания предпрофильного обучения обеспечивается программами, утвержденными Министерством просвещения РФ. В случае отсутствия программы преподавание элективных курсов в рамках предпрофильного обучения ведется по программам, составленным педагогами школы и других образовательных учреждений, утвержденным педагогическим советом школы. Программа элективного курса должна соответствовать следующим условиям: Учитывать особенности учащихся; знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и интересующих учащихся; опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений; нацеливать на подготовку к экзаменам, олимпиадам; уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация. В качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия, научно-популярная литература, справочные издания. Преподавание элективных курсов ведется по расписанию, составленному с учетом требований СанПиНа, в соответствии с нормативами учебного времени. Преподаватель элективных курсов несет ответственность за жизнь и здоровье школьниковвовремяпроведениязанятийиэкскурсийвсоответствиисприказомобохране труда и техники безопасности. Преподаватель элективных курсов своевременно ведет записи (темы занятий, учет посещаемости) в классном журнале, который хранится в учительской. Изучение курса для каждого ученика завершается зачетной работой (презентацией, защитой, демонстрацией (и иными формами) результатов своей работы), оценка в виде зачета выставляется в журнал. Мониторинговые исследования результативности преподавания конкретного элективного курса осуществляются: Через анализ отметок по предметам, связанных с элективным курсом; через анкетирование школьников, педагогов, родителей, целью которого является анализ уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями; результаты участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах и пр. По окончании элективного курса учащийся может сменить заявленный курс на другой. Элективный курс оценивается, если ученик выполнил зачетную работу: проект, творческая или исследовательская работа, тест, зачет и т.д. Порядок оценивания устанавливается в пояснительной записке к курсу. Итоговая оценка по курсу не выставляется. Она учитывается при выставлении итоговой оценки по родственному предмету. 7.Ресурсное обеспечение элективных и факультативных курсов Формы, средства и методы, используемые в преподавании элективов и факультативов, выбираются педагогом самостоятельно в зависимости от поставленных целей и задач. Программно – методическое обеспечение включает в себя: - Программу курса; - Информационно – содержательную основу курса; - Учебно – тематическое планирование; - Систему творческих наработок учителя и работ учащихся и другие средства, необходимые в обучении. Реализация курсов осуществляется программами, прошедшими экспертизу в установленном порядке. 8. Порядок финансирования a. Количество часов, отведённых на факультативные и элективные курсы, определяется с учётом максимальной нагрузки согласно учебному плану школы. b. Оплата труда производится в соответствии с количеством проводимых занятий. 9. Порядок управления a. Администрация школы: - Разрабатывает Положение о факультативных и элективных занятиях; - Изучает спрос обучающихся и их родителей на факультативные и элективные курсы, - Удовлетворенность их изучаемыми факультативными и элективными курсами; - разрабатывает и утверждает учебный план с полным перечнем факультативных и элективных курсов; - контролирует ведение предусмотренной Положением документации; - контролирует соблюдение требований в части обеспечения условий, в том числе наполняемость групп; - организует факультативные и элективные занятия в соответствии с данным Положением. b. При организации факультативных и элективных занятий школа должна иметь следующие документы: - материалы анкетирования, определяющие выбор обучающимися и их родителями (законными представителями) факультативных и элективных курсов; - приказ по школе, утверждающий списочный состав обучающихся факультативных и элективных курсов; - журналы учета проведенных факультативных и элективных занятий; - сведения об изучаемых факультативных и элективных курсах в классных журналах в разделе «Сведения о факультативных занятиях»; - расписание занятий факультативных и элективных курсов утверждается директором школы.