Приложение №1 к Основной общеобразовательной программеобщеобразовательной программе основного общего образования ( ФГОС НОО) МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115 Адаптированная рабочая программа учебного предмета « Музыка» 1-4 класс Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014г.), «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Рабочая программа для обучающихся с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) разработана на основе Программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, 1- 4 классы. Под редакцией В. В. Воронковой. Москва. «Просвещение». 2008. Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Основной целью обучения музыке является формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности. Задачи учебного предмета «Музыка»: - накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); - приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности; - развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности; - развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.); - обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине,патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности; - формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи; - реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации. Общая характеристика учебного предмета Содержание и обучение музыке и пению, составлено с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: трудности мутационного периода, нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности учащихся среднего звена. Музыкальный материал для пения подобран с учетом возможностей и возрастных особенностей учащихся 1-4 классов: щадящий режим в пении, уменьшение количества разучиваемых песен. Имеет определенную тематическую направленность: песни о добре, дружбе, , о любви к Родине, размышления о смысле жизни, с целью заинтересованности детей, а также воспитания у учащихся социально-значимых качеств личности. Музыкальный материал для слушания подобран с учетом его художественной ценности, доступности в восприятии и понимании, музыкального вкуса учителя музыки; с целью знакомства с разнообразием музыкальных жанров, стилей и понятий; в основном это музыкальные произведения, имеющие программную основу (названия). Основной формой реализации курса является урок, состоящий из 4-х разделов: распевание-пение, слушание музыки, беседа о музыке и композиторах, элементы музыкальной грамоты. Большое значение отводится организационному моменту на уроке, где происходит уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе: подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это - слушание музыки, имеющей определенный характер, музыкальное приветствие, игры на развитие мышечной памяти и др. В основном этапе урока используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Особое внимание отводится беседам нравственно-этического характера с активным диалогическим участием школьников (элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений, а развитие личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением интеллекта. Данный курс предполагает овладение учащимися элементами музыкальной культуры, способствует успешной адаптации учеников в обществе. Место учебного предмета в учебном плане Предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство». класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 2 1 1 1 количество часов в неделю 66 34 34 34 количество часов в год итого 5 168 Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные и предметные результаты освоения предмета Освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных . Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми им для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета и характеризуют достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты обучения в связи с усвоением учебной программы по музыке: - положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; - готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; - готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; - осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; - адекватная самооценка собственных музыкальных способностей; - начальные навыки реагирования на изменения социального мира; - сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; - наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты обучения Посредством занятий музыкой обучающиеся достигают следующих результатов: Минимальный уровень: - определение содержания знакомых музыкальных произведений; - представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании; - пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); - выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; - правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; - правильная передача мелодии в диапазоне ре1 -си1; - различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; - различение песни, танца, марша; - передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом); - определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); - владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: - самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него; - представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании; - сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности; - ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; - различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; - знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др. - владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки. Содержание учебного предмета «музыка» 1 класс Пение · Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. · Певческий диапазон (ре1 — си1). · Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. · Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах. · Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера. · Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. · Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников. · Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста. · Получение эстетического наслаждения от собственного пения. Слушание музыки · Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. · Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. · Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание. · Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная. · Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба. · Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений. · Игра на музыкальных инструментах. · Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник). Содержание учебного предмета «музыка» 2 класс Пение • Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. • Исполнение песенного материала в диапазоне до1 – до2 . • Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне. • Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла). • Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения. • Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни. Слушание музыки • Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. • Развитие умения различать звуки по высоте (высокие – низкие) и длительности (долгие – короткие). • Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях. • Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр. • Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: арфа, флейта, орган. • Игра на музыкальных инструментах. • Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне. Содержание учебного предмета «музыка» 3 класс Пение • Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. • Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами. • Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания). • Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог. • Развитие умения контролировать слухом качество пения. • Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. • Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен. • Работа над чистотой интонирования и устойчивостью унисона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля. Слушание музыки • Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения. • Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении. • Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка. • Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне. • Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах). Содержание учебного предмета «музыка» 4 класс Пение • Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. • Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни. • Работа над кантиленой. • Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте. • Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх). • Развитие умения определять сильную долю на слух. • Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения. • Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо). Слушание музыки • Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы. • Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, сказочный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод). • Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации). • Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: аккордеон, валторна, литавры. • Игра на музыкальных инструментах. • Закрепление навыков игры на знакомых музыкальных инструментах. • Обучение детей игре на фортепиано. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Класс Количество часов 1 класс 66 Тема Количество часов Пение 40 Виды учебной деятельности Различать музыкальные звуки. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. Активизация внимания к единой правильной интонации Слушание объяснений учителя Участие в совместной творческой деятельности Получение эстетического наслаждения от собственного пения Слушание 26 Участие в совместной творческой деятельности Различать музыкальные звуки Классификация музыкальных произведения 2 класс 34 Пение 22 Игра на музыкальных инструментах. Различать музыкальные звуки. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. Активизация внимания к единой правильной интонации Слушание объяснений учителя Участие в совместной творческой деятельности Получение эстетического наслаждения от собственного пения Слушание 12 Участие в совместной творческой деятельности Различать музыкальные звуки Классификация музыкальных произведения 3 класс 34 Пение 22 Игра на музыкальных инструментах. Различать музыкальные звуки. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. Активизация внимания к единой правильной интонации Слушание объяснений учителя Участие в совместной творческой деятельности Получение эстетического наслаждения от собственного пения Слушание 12 Участие в совместной творческой деятельности Различать музыкальные звуки Классификация музыкальных произведения Игра на музыкальных инструментах. 4 класс 34 Пение 22 Различать музыкальные звуки. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. Активизация внимания к единой правильной интонации Слушание объяснений учителя Участие в совместной творческой деятельности Получение эстетического наслаждения от собственного пения Слушание 12 Участие в совместной творческой деятельности Различать музыкальные звуки Классификация музыкальных произведения Игра на музыкальных инструментах. Тематическое планирование 1 класс № п/п 1 Темы программы Вводный урок. Разучивание р.н.п. « Урожай собирали» Муз А.Филипенко, Т. Волгиной. 2-3 Певческий диапазон. Разучивание р.н.п. «Во поле береза стояла» 4-5 Слушание музыки. И.Бах « Прелюдия до Мажор» 6-7 Разучивание р.н.п. « Савка и Гришка» 8-10 Исполнение разученных песен. 11 Слушание музыки. К Вебер « Хор охотников» из оперы « Волшебный стрелок». 12- Разучивание песни « Что за дерево такое?». Муз М. 14 Старокадомского , слова Л Некрасовой 15- Разучивание песни «Елочка» Музыка А Филиппенко, слова 17 М. Познанской 18 Слушание « Песня о лете» Е Крылатов, Ю Энтин 19- Повторение песен. Игра на ударно-шумовых инструментах 21 22- Разучивание песни « К нам гости пришли» Муз. Л. 24 Александровой, слова М.Ивенсен. Кол-во часов 1 2 2 2 3 1 3 2 1 3 3 25 2628 2931 32 33 3436 3739 1042 43 4446 47 4850 51 52 5355 56 5759 60 6162 6364 65 66 Слушание « Клоуны» Д Кабалевский. Разучивание песни «Частушки - топотушки». Муз Л. Маковской, сл. И Черницкой. Обучение игре на ударношумовых инструментах.Повторение новогодних песен. Повторение новогодних песен. 1 3 Новогодний концерт. Слушание М. Мусорский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» Разучивание песни «Ракеты» Ю. Чичкова, слова Я.Серпина. 1 1 Разучивание «Пресни друзей». Из мультфильма «Бременские музыканты. Музыка Г. Гладкова. Исполнение разученных песен. 3 Слушание И. Баха. «Шутка». Из сюиты 2, 1067. Разучивание песни «Все мы делим пополам». Музыка В. Шинского, слова М. Пляцковского. Слушание А. Вивальди. Алегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор. Исполнение ранее изученных песен. 1 3 Слушание М. Глинка. Полька. Повторение ранее изученного. Разучивание песни «По малину в сад пойдем». Музыка А.Филиппенко, слова Т. Волгиной. Слушание П. Чайковского. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро». Разучивание песни «Трудимся с охотой». Музыка Е. Тиличевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина. Слушание песни «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда» музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Исполнение разученных песен. 1 1 3 Разучивание песенки про кузнечика из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова. Слушание песни «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А Хайта. Повторение пройденного за год. Всего 2 3 3 3 1 3 1 3 1 2 1 1 66 Тематическое планирование 2 класс № п/п 1 2-3 4 5-6 Темы программы Маршевые мелодии Маршевые песни Танцевальные мелодии Танцевальные песни Количество часов 1 2 1 2 № п/п 7-8 9 10 11 12 13 14 15-16 17 18 19 20 21-22 23-24 25-26 27 28 29 30 31-32 33 34 Темы программы Народные танцы Построение песни Содержание песен Песни о природе Песни о животных Песни о школе Песни о детских забавах Разнообразие песен Музыкальные инструменты Знакомство с органом Знакомство с арфой Знакомство с флейтой Различение на слух музыкальных инструментов Что такое ансамбль Что такое оркестр Звуки высокие и низкие Звуки долгие и короткие Плавное и отрывистое звучание С чего начинается музыка Композитор Исполнитель Слушатель Всего Тематическое планирование 3 класс К о л в о ч а с о в 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 2 1 1 34 1. Вводный урок.· Разучивание песни «Веселые путешественники». Из 1 одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова. 2. Разучивание песни «Песенка Крокодила Гены». Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. 1 3. Повторение ранее изученных песен. Прослушивание «Чему учат в школе». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского Разучивание песни «Первоклашка». Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. 1 4. 5. Исполнение ранее разученных песен. произведения. Ф. Шуберт. Аве Мария. 6. Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского. 1 Прослушивание музыкального 1 1 7. Исполнение ранее разученных песен.· Прослушивание произведения. Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен». музыкального 1 8. Исполнение ранее разученных песен. Прослушивание произведения. М. Теодоракис. Сиртаки. музыкального 1 9-10. Разучивание песни «Снежная песенка». Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова. 11-12. Разучивание песни «Почему медведь зимой спит?» Музыка Л. Книппера, слова 2 А. Коваленкова. Повторение ранее изученных песен. Прослушивание «Кабы не было зимы». Из 1 мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко. 2 13. 14-15. 16. 2 Повторение ранее изученных песен. Прослушивание музыкального 1 произведения. П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик». 17-18. Разучивание песни «Стой, кто идет?» Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского. 19-20. Разучивание песни «Праздничный вальс». Музыка А. Филиппенко, слова 2 2 Т. Волгиной. 21. Повторение ранее изученных песен. Прослушивание музыкального 1 произведения. Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида». 22. Разучивание песни «Песня Чебурашки». Музыка В. Шаинского, слова 1 Э. Успенского. Прослушивание песни «Облака». Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова. 23. Повторение ранее изученных песен. Прослушивание музыкального 1 произведения. В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525. 24. Разучивание песни «Бескозырка белая». Музыка В. Шаинского, слова 1 З. Александровой. Исполнение ранее изученных песен. Прослушивание музыкального 1 произведения. М. Теодоракис. Сиртаки. 25. 26. Исполнение ранее изученных песен. Прослушивание песни Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника». Е. Крылатов. 1 27. Разучивание песни «Пойте вместе с нами». Музыка и слова А. Пряжникова 28. 29. Повторение ранее изученных песен. Прослушивание музыкального 1 произведения. Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3. Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. Прослушивание 1 песни « Мир похож на цветной луг». Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. 30. Повторение ранее изученных песен. Прослушивание Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. 31. Чунга-Чанга. Из мультфильма Ю. Энтина. 32. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, 1 слова Э. Успенского. 33. Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. Прослушивание песни «Бу-ра- 1 ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина «Наш край». Музыка 1 1 «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова 1 34. Повторение пройденного за год. Прослушивание песни « Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. 1 Всего 34 Тематическое планирование 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9-10 11-12 13 14-15 16 17-18 19-20 21 22 Темы программы Вводный урок. Разучивание песни «Без труда не проживешь». Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко Разучивание песни «Золотистая пшеница». Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Исполнение ранее изученных песен. Слушание. Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Разучивание песни «Чему учат в школе». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Слушание. В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. Разучивание песни «Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. Исполнение ранее разученных песен. Слушание. Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева. Разучивание песни. Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Разучивание песни. Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. Исполнение ранее разученных песен. Разучивание песни. Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. Разучивание песни. Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского. Слушание. Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева. Повторение ранее изученных песен. Разучивание песни. Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова. Слушание. П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома». Разучивание песни. Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина Повторение ранее изученных песен. Разучивание песни. Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова Разучивание песни. Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова. Повторение ранее изученных песен. Прослушивание музыкального произведения. Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Разучивание песни. Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина. Прослушивание. В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 2 2 1 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 народов РСФСР». Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко». Повторение ранее изученных песен. Прослушивание музыкального произведения. В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525. Разучивание песни. Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой. Исполнение ранее изученных песен. Слушание музыкального произведения. Монте. Чардаш. Исполнение ранее изученных песен. Слушание музыкального произведения. К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад». Разучивание песен. Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня. Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского Повторение ранее изученных песен. Прослушивание музыкального произведения. В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331. Разучивание песни. Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого. Прослушивание песни · Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе. Повторение ранее изученных песен. Прослушивание. Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости», Разучивание песни. Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового. Прослушивание. · М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». Разучивание. Во кузнице. Русская народная песня. Прослушивание. Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Разучивание. Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Повторение пройденного за год. Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Материально-техническое обеспечение Наименование объектов и средств МТО Необходимое количество Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Научно популярная литература по искусству: д/п справочные пособия, энциклопедии по искусству (Музыкальная энциклопедия, музыкально – энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, Имеется в наличии библиотека педагогике и психологии искусства («В мире искусства») Печатные пособия Портреты композиторов и исполнителей Наглядно - дидактический материал д/п библиотека д + Игры и игрушки Театральные куклы ф Музыкальные инструменты 4 Комплект детских музыкальных инструментов: барабан, металлофон, бубен, маракас, музыкальный треугольник, народные инструменты: деревянные ложки, трещотки. Информационное обеспечение образовательного процесса Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 4