Шахматы, 5-8 класс

Приложение № 2 к Основной
общеобразовательной программе –
образовательной программе основного
общего образования (ФГОС ООО)
МБОУ СОШ № 19 (утвержденной приказом
МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) № 115

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Общеинтеллектуальной направленности
«Шахматы»
5-8 класс
Сроки реализации: - 2 года

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для обучающихся
5-8 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Зайцевореченская общеобразовательная
средняя школа»
-авторской программы Чернышева П. А. Шахматы. Начальный курс. Тактика. 5—9 классы:
методическое пособие к учебникам П. А. Чернышева, М. И. Викерчука, И. В. Глека,
А. С. Виноградова «Шахматы. Начальный курс. 5—6 классы» и «Шахматы. Тактика. 7—9
классы» / П. А. Чернышев, И. В. Глек, М. И. Викерчук ; под ред. международного гроссмейстера,
заслуженного тренера ФИДЕ И. В. Глека. — М. : Дрофа, 2020. — 276, [4] с. — (Российский
учебник).
- локальным актом школы «Положения о рабочей программе в МБОУ Зайцевореченская ОСШ»
В соответствии с учебным планом школы на изучение программы «Шахматы в школе» в 5-8
классах отводится 1 час в неделю (.34 часа в год,).
Программа «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной
деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные
идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать
устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы
помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к
творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития
обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Задачи, возникающие для достижения поставленной цели:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического
мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические
операции);
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников,
открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга
общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям
преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы - наглядная соревновательная форма
двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности
человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста.
При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат.
Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести

занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к
каждому ученику.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование
развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание
способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система
шахматных занятий в системе внеурочной деятельности, выявляя и развивая индивидуальные
способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему
развитию и воспитанию школьника.
Планируемые результаты освоения курса
Программа курса предполагает достижение выпускниками следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения курса
1. Сформированность у обучающихся социально значимых понятий:
— о взаимосвязи человека с природной и социальной средой; о свободе личности в условиях
личного и общественного пространства, правилах межличностных отношений; о субъективном
и историческом времени в сознании человека; о чувстве личности; о формировании уникальной
внутренней позиции личности каждого обучающегося;
— об обществе и его членах, роли различных социальных институтов в жизни человека (семья,
школа, государственные органы и учреждения); об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина демократического общества, социальных нормах отношений и поведения
(гуманизм, толерантность, дружба и др.); о положительном влиянии богатого внутреннего
духовного мира на личность человека, его трудовую
деятельность и выбор профессии; о правилах безопасности для сохранения жизни и
физического, психического и социального развития личности;
— о сущности, месте и роли человека в природной среде, соблюдении экологически ценных
отношений с объектами природы как источником материального блага и объектам трудовой
деятельности людей;
— о научной картине мира, раскрывающей основные закономерности развития природы и
общества;
— о взаимосвязи природы, общества и человека, их целостности;
— о художественно-эстетической картине мира как отражении субъективного его восприятия в
произведениях искусства; о прекрасном и безобразном в окружающем мире и критериях их
оценки; о роли искусства в жизни общества и каждого его члена, значимости художественной
культуры народов России и стран мира.
2. Сформированность у обучающихся системы позитивных ценностных отношений и имеющих
очевидную социальную значимость навыков и умений в соответствии с направлениями:
патриотическое воспитание и осознание российской идентичности:

— проявление ценностного отношения к достижениям своей Родины — России в науке,
искусстве, к трудовым подвигам народа; уважение к символам России, историческим и
природным памятникам, государственным праздникам и традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
— понимание своей социокультурной идентичности (этнической и общенациональной),
необходимости познания истории, языка, культуры этноса, своего края, народов России и
человечества;
— готовность к активному участию в жизни родного края, страны (общественный труд;
создание социальных и экологических проектов; помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтерство);
— гражданское воспитание;
— проявление толерантного отношения к правам,
потребностям и интересам других людей, к их поведению, не нарушающих законы Российского
государства;
— способность проявлять коммуникативные компетенции — стремление к успешному
межличностному общению на основе равенства, гуманизма, стремления к взаимопониманию;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебных исследовательских, проектных и других творческих работах;
— способность воспринимать и оценивать отдельные наиболее важные общественнополитические события, происходящие в стране и мире;
— готовность участвовать в школьном самоуправлении, в решении конкретных проблем,
связанных с организацией учебной и внеклассной работы, с поддержанием прав и интересов
обучающихся с учетом принципов социальной справедливости, правосознания, правил учебной
дисциплины, установленных в образовательной организации; духовно-нравственное
воспитание:
— неприятие любых нарушений нравственных и правовых норм отношения к человеку, в том
числе несправедливости, коррупции, эгоизма;
— осуждение любых искаженных форм идеологии — экстремизма, национализма,
дискриминации по расовым, национальным, религиозным признакам;
— проявление компетенций в решении моральных проблем — ориентировка на нравственноэтические нормы в ситуациях выбора; оценочное отношение к собственным поступкам и
поведению других, готовность прийти на помощь, проявить внимание и доброжелательность, в
случае необходимости отказаться от собственного блага в пользу другого;
— соблюдение правил этического поведения по отношению к лицам другого пола, старшего
возраста, с особенностями физического развития и состояния здоровья; приобщение к
культурному наследию:

— осознание важности освоения художественного наследия народов России и мира,
эстетического восприятия окружающей действительности, понимания этнических культурных
традиций и народного творчества;
— принятие необходимости следовать в повседневной жизни эстетическим ценностям,
активное участие в разнообразной творческой художественной деятельности;
— понимание важности: владения языковой культурой; читательской деятельности как
средства познания окружающего мира, рефлексии себя и окружающих; популяризация научных
знаний:
— освоение основ научного мировоззрения, соответствующего современному уровню наук о
природе и обществе и общественной практике;
— проявление заинтересованности в расширении своих знаний о природе и обществе, о странах
мира и их народах; готовность к саморазвитию и самообразованию:
— способность к адаптации с учетом изменяющейся природной, социальной и
информационной среды;
— физическое воспитание и культура здоровья, включая правила оказания первой помощи
пострадавшему;
— проявление ответственного отношения к жизни и установке на здоровый образ жизни —
правильное питание, выполнение санитарно-гигиенических правил, организация жизни;
— неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и других
проявлений вреда для физического и психического здоровья, в том числе самозащита от
непроверенной информации
в интернет-среде;
— готовность к физическому совершенствованию, соблюдению подвижного образа жизни, к
занятиям физической культурой и спортом, развитию физических качеств; трудовое
воспитание:
— проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;
— стремление к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования с
учетом предполагаемой будущей профессии; проявление интереса к профориентационной
деятельности;
— участие в социально значимом общественном труде на благо ближайшего окружения,
образовательной организации, родного края; экологическое воспитание:
— овладение основами экологической культуры, проявление нетерпимого отношения и
осуждение действий, приносящих вред экологии окружающего
мира;

— участие в практической деятельности экологической направленности; проведение
рефлексивной оценки собственного экологического поведения.

Метапредметные результаты освоения курса
1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями:
— переводить практическую задачу в учебную;
— формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами,
мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;
— выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и
эффективность выбранного алгоритма;
— самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать
время, необходимое для этого;
— выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная
деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей между объектами;
— формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта,
исследования, презентовать полученные результаты;
— уместно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и
отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;
— осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению
и группировке понятий по объему и содержанию;
— выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным
основаниям;
— осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от
понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
— распознавать ложные и истинные утверждения;
— устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии
проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;
— приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом
существующих точек зрения;

— использовать знаково-символические средства для представления информации и создания
несложных моделей изучаемых объектов;
— преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а
также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в
соответствии с поставленной учебной задачей;
— строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять)
предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
— осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную
составляющую, представленную в письменном источнике, диалоге, дискуссии.
2. Овладение регулятивными действиями:
— самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая
целесообразные способы решения учебной задачи);
— оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;
— осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения
способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи;
объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;
— владеть умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять
обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с
правилами речевого этикета;
— оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых
отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать
конфликты;
— осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;
— устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
3. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
— владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных
учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему,
назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать
основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения,

представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи,
содержания текста;
— владеть умениями участия в учебном диалоге — следить за соблюдением процедуры
обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога;
— определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации;
учитывать особенности аудитории;
— соблюдать нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения
использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего
выступления, а также поддержания его эмоционального характера;
— формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и
письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и
структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.
4. Овладение навыками работы с информацией:
— выбирать, анализировать, ранжировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различного вида, давать оценку ее соответствия цели информационного поиска;
— находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых систем
Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
— характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
— самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника
(текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер
полученного задания;
— работать с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и
косвенную информацию;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный
учителем способ проверки достоверности информации;
— определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее
проверки;
— подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с
поставленной учебной задачей;
— соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при
работе в сети Интернет;
— участвовать в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать
полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.

Предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса «Шахматы. Начальный курс» учащийся научится:
правилам игры в шахматы, включая сложные моменты: пат, троекратное повторение ходов,
вечный шах, взятие на проходе и др.; определять ценность шахматных фигур, объяснять,
почему одни фигуры сильнее, а другие —
слабее;
понимать цель игры;
ставить мат;
элементарным тактическим приемам: вилка, связка — и успешно применять их на практике;
разыгрывать основные дебюты, распознавать и исправлять типичные ошибки в начале партии;
составлять простейшие планы в миттельшпиле, например, матовая атака на короля или размены
с переходом в выигранное окончание;
ставить мат одинокому королю: ферзем и ладьей,
двумя ладьями, ферзем, ладьей, двумя слонами;
записывать шахматную партию;
пользоваться шахматными часами, следовать шахматному этикету при игре в турнирах;
понимать систему присвоения шахматных разрядов и званий.
В результате изучения курса «Шахматы. Тактика» учащийся научится:
создавать и парировать многочисленные угрозы
(например, вилки, связки или открытое нападение);
использованию понятий темпа и промежуточного хода;
различным дебютным ловушкам;
сложным тактическим приемам: отвлечению, завлечению, блокировке и др.;
использованию форсированной игры, умению рассчитывать на 2—3, а в некоторых позициях на
большее количество ходов вперед;
основам эндшпиля на примере простых окончаний, таких как король с пешкой против короля;
простейшим стратегическим идеям в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
решению сложных творческих задач по тактике, соединяющих в себе несколько приемов
(например, отвлечение, блокировку и вилку).

Содержание курса,
5-6 классы
Введение. Немного истории
История шахмат, их эволюция. Многовековой опыт и культурное наследие игры.
Шахматная доска и шахматное войско
Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Понятие поля, горизонтали, вертикали,
диагонали. Названия вертикалей и горизонталей, полей. Центр шахматной доски, центральные
поля. Края доски.
Начальная расстановка фигур на доске. Знакомство с шахматной армией. Названия шахматных
фигур, начальная расстановка на доске. Типичные ошибки, возникающие при начальной
расстановке фигур.
Ходы фигур и пешек
Ходы и взятия шахматных фигур и пешек.
Король: ходы и взятия королем. Задачи-лабиринты на знания правил ходов короля. Задачи на
взятие всех фигур соперника своими за минимальное количество ходов.
Ладья: ходы и взятия. Задачи на взятие всех фигур соперника своей ладьей за минимальное
количество ходов. Задачи-лабиринты с целью добраться ладьей до определенной клетки с
особыми условиями (например, запрет на ходы на определенные поля).
Слон: ходы и взятия слоном. Задачи на поиск кратчайшего пути при передвижении слона с
одного поля на другое.
Ферзь: ходы и взятия. Задачи на взятия фигур соперника ферзем.
Конь: ходы и взятия. Задачи-лабиринты на поиск оптимального маршрута при перемещении
коня с одного поля на другое.
Пешка: ход и взятие пешкой. Отличие пешки от остальных фигур. Тематические задачи на
закрепление темы.
Цель шахматной игры
Шах. Понятие шаха. Три способа защиты от шаха. Задачи на поиск эффективного шаха либо
способа защиты от него. Вскрытый шах, его отличие от простого шаха, его опасность для
защищающейся стороны.
Двойной шах как разновидность вскрытого шаха.
Мат: определение, примеры, простейшие конструкции. Отличие шаха от мата. Решение
тематических задач.

Необычные ходы шахматных фигур и пешек
Сложные правила перемещений шахматных фигур и пешек. Превращение пешки в ферзя и
другие фигуры. Рокировка, правило выполнения, случаи,
когда рокировка невозможна. Взятие на проходе.
Ничья
Все варианты, при которых в шахматной партии фиксируется ничья. Пат как одна из
разновидностей ничьей. Недостаток материала для матования (например, король и конь против одинокого короля противника). Троекратное повторение позиции.
Вечный шах как частный случай троекратного повторения. Правило пятидесяти ходов и
предложение ничьей.
Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур
Шахматная нотация, правила записи. Применение шахматной нотации на примере приведенной
шахматной партии. Виды нотации: короткая и длинная. Знаки, используемые для
комментирования шахматной партии и оценки шахматной позиции. Ценность шахматных
фигур. Относительная ценность шахматных фигур, легкие и тяжелые фигуры. Понятие размена.
Элементарные шахматные приемы
Вилка: определение, примеры применения вилки.
Связка: определение, тематические примеры применения связки.

7-8 классы
Введение в тактическую игру
Угроза: определение, разновидности угроз. Отличия угроз друг от друга. Способы защиты от
различных угроз.
Темп. Определение темпа как скорости игры. Определение темпа как потери или выигрыша
времени в развитии фигур и пешек. Значение темпа в различных стадиях игры. Особое значение
темпа в дебюте. Примеры потери темпа в дебюте. Использование потери нескольких темпов
соперником в начале партии. Ситуации, при которых необходимо отдавать темп сопернику.
Примеры передачи темпа на основе простейших окончаний.
Промежуточный ход. Определение промежуточного хода. Назначение промежуточного хода.
Пересечение промежуточного хода с тактическими приемами (например, вилкой или связкой).
Примеры промежуточного хода в дебюте партии.
Форсированная игра. Варианты форсированной игры. Как считать форсированные варианты
игры, длина расчета, тематические примеры. Условно форсированная игра (случай, когда у

соперника есть несколько вариантов, но один из них явно более сильный, поэтому
практический смысл в расчете остальных вариантов отсутствует).
Дебютные катастрофы. Тематические разборы учебных партий.
Тактические приемы
Вилка: определение, примеры.
Связка: определение, тематические примеры.
Отвлечение: определение, тематические примеры.
Связь отвлечения с другими тактическими приемами (вилкой, связкой).
Время для проведения турниров

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5-6 классы (34 ч)
№
п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение. Немного истории

1ч

2

Шахматная доска и шахматное войско.

2ч

3

Ходы фигур и пешек.

8ч

4

Цель шахматной игры.

4ч

5

Необычные ходы шахматных фигур и пешек.

4ч

6

5ч

7

Ничья.
Запись ходов партии и относительная ценность шахматных
фигур.

8

Элементарные шахматные приемы.

6ч
Итого

4ч
34 ч

7-8 классы (34 ч)
№
п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение в тактическую игру.

15 ч

2

Тактические приемы

19 ч
Итого

34 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Шахматы 5-6 класс
№
Название раздела, темы, урока
урок
а

Введение. Немного истории (1ч)
1
История шахмат
Шахматная доска и шахматное войско (2ч)
2
Шахматная доска
3
Начальная расстановка фигур на доске
Ходы фигур и пешек (8ч)
4
Король — самая важная фигура. Ходы и
взятия короля
5
Ладья — тяжелая артиллерия. Ходы и
взятия ладьи
6
Как ходит слон: ходы и взятия
7
Сила ферзя. Ходы и взятия ферзя
8
Ходы и взятия коня
9
Закрепление темы «Ходы и взятия коня»
10
Правила ходов и взятия пешки
11
Взятия фигурами и пешками. Повторение
изученного материала «Ходы фигур и
пешек»
Цель шахматной игры(4 ч)
12
Шах, способный защитить от шаха
13
Вскрытый шах. Как защититься от
вскрытого шаха. Повторение всей темы
«Шах»
14
Мат. Определение, простейшие примеры
15
Закрепление темы «Мат». Решение задач в
классе
Необычные ходы шахматных фигур и пешек (4 ч)
16
Превращение пешки в ферзя и в другие
фигуры
17
Рокировка. Случаи, когда невозможно
сделать рокировку
18
Взятие на проходе

Колво
часо
в

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1
1

Дата
план

Дата
факт

Рокировка, взятие на проходе и
1
превращение пешки в ферзя: повторение.
Самостоятельная работа по этим трем
темам
Ничья (5 ч)
20
Пат. Определение, примеры, отличие от
1
мата
21
Недостаток материала для достижения
1
победы (мата)
22
Троекратное повторение позиции. Вечный 1
шах
23
Повторение темы «Троекратное повторение 1
позиции». Правило пятидесяти ходов и
предложение ничьей
24
Повторение темы «Ничья»
1
Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур (4 ч)
25
Шахматная нотация. Короткая и длинная
1
нотации. Примеры записи шахматных
партий
26
Игровой день. Игра с записью партий с
1
помощью короткой или длинной нотации
27
Ценность шахматных фигур
1
28
Проверочная работа по темам «Шахматная 1
нотация», «Ценность шахматных фигур»
Элементарные шахматные приемы (6 ч)
29
Вилка. Определение, примеры применения 1
на практике
30
Связка. Определение, примеры применения 1
на практике
31
Самостоятельная работа по темам «Вилка» 1
и «Связка»
32
Разбор самостоятельной работы.
1
33
Итоговая игровая практика.
1
34
Итоговая игровая практика.
1
19

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Шахматы 7-8 класс
№
Название раздела, темы, урока
урок
а
Введение в тактическую игру (16 ч)
1
Что такое угроза? Разновидности угроз. Как
создавать и защищаться от угроз?
2
Повторение темы «Угроза»
3
Темп в шахматах. Темп в дебюте
4
Темп в эндшпиле. Передача темпа
5
Промежуточный ход в шахматах
6
Форсированная игра
7
Закрепление темы «Форсированная игра»
8
Дебютные катастрофы
9
Продолжение изучения основных ошибок в
дебюте
10
Закрепление темы «Дебютные катастрофы»
11
Дебютные катастрофы. Продолжение
12
Дебютные катастрофы. Заключение
13
Игровая практика
14
Игровая практика
15
Игровая практика
16
Разбор сыгранных партий Разбор партий,
сыгранных учениками на предыдущем занятии
Тактические приемы (19 ч)
17
Вилка
18
Вилка. Продолжение
19
Вилка. Продолжение
20
Вилка. Заключение
21
Вилка. Самостоятельная работа
22
Связка. Основные понятия
23
Связка. Продолжение
24
Связка. Продолжение
25
Связка. Продолжение
26
Игровая практика по темам «Связка» и
«Вилка»
27
Игровая практика по темам «Связка» и
«Вилка»
28
Отвлечение
29
Отвлечение. Продолжение

Колво
часо
в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
план

Дата
факт

30
31
32
33
34

Отвлечение. Закрепление
Подготовка к итоговой контрольной работе
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».