Шашки, 1 класс

Приложение № 1 к Основной
общеобразовательной программе –
образовательной программе начального
общего образования (ФГОС НОО)
МБОУ СОШ № 19 (утвержденной приказом
МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) № 115

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Общеинтеллектуальной направленности
«Шашки»
1 класс
Сроки реализации: - 1 года

Пояснительная записка.
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р «Концепция
развития дополнительного образования детей»;
- СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования детей (внешкольные учреждения»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в образовательных учреждениях»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. №
1726-р (далее - Концепция);
- Методические рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые) (письмо МОиН РФ от18.11.2015г.
№ 09-3242);
- Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993)
- Трудовой кодекс РФ.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях, Санитарно-эпидемиологические правила – СанПиН 2.4.2. 1178-02;
- Устав
муниципального
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы №19
Направленность программы: Программа физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность программы. Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная
спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального
мышления человека, особенно ребенка. Занятия шашками развивают у детей мышление,
память,
внимание,
творческое
воображение,
наблюдательность,
строгую
последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими
операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Для учеников начальной школы очень важно проявить и тренировать для этой игры такие
важные качества, как сосредоточенность и внимание. В процессе занятий шашками
учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности и жизни. У них формируются навыки работы с книгой –
источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной
литературой.
Отличительные особенности программы: Игровая форма шашек для детей делает их
увлекательным и интересным занятием. Это игра всесезонная, в неё можно играть в любую
погоду и в любых условиях. К тому же по цене шашки достаточно не дорогие, что делает
их общедоступными. Программа направлена на организацию содержательного досуга
учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной
деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервноэмоциональных перегрузок,
увеличение педагогически запущенных детей.

Программа модифицированная, составлена на основе программы «Шашки - школе» под
редакцией И.Г. Сухина
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 7 до 8-и лет, не имеющие особых
умений и знаний игры в шашки
Объем программы: 1 год обучения -34 часа
Формы организации образовательного процесса: Процесс обучения построен в формах,
доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы
(беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать сказки,
соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно
состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
Срок освоения программы. 1 учебный год: 01.09.2021 – 30.05.2022
Режим занятий по программе. Занятия проводятся по 40 минут 1 раз в неделю
Цель. Обучение обучающихся начальной школы элементарным навыкам игры в шашки
Задачи программы.
- Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
- Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям,
имеющим спортивную и творческую направленность;
- Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности,
уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
- Развивать стремление детей к самостоятельности;
- Развивать умственные способности учащихся: логического мышления, умения
производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического
мышления.
Содержание программы.
Учебно-тематический план.
Количество
часов

теория

практика

Наименование раздела, темы

всего

№
п/п

1.

Шашечная доска и фигуры.

2

1

1

2.

Ходы и взятие фигур.

4

1

3

3

Цель и результат шашечной
партии.
Общие принципы разыгрывания
партии.
Особенности хода «дамки».

4

2

2

6

2

4

2

1

1

Упражнения на усвоение правил
игры.

3

1

2

4.
5.
6.

Формы

Формы

проведения

контроля

занятий

групповое

наблюдени
е
групповое
наблюдени
е
групповое
наблюдени
е
Индивидуально Разыгрыван
-групповое
ие партий
групповое
наблюдени
е
Индивидуально Разыгрыван
-групповое
ие партий

6

8.

Тактические приемы и
особенности их применения.
Шашечный турнир.

9.

Игра «Уголки».

2

10.

Игра «Поддавки».

1

1

11.

Подведение итогов года

1

1

ИТОГО:

34

7.

1

3

5
3

1

10

1

Индивидуально
-групповое
Индивидуально
-групповое
Индивидуально
-групповое
Индивидуально
-групповое
Индивидуально
-групповое

Разыгрыван
ие партий
Разыгрыван
ие партий
Разыгрыван
ие партий
Разыгрыван
ие партий
Разыгрыван
ие партий

24

Содержание разделов программы
1. Шахматная доска и фигуры.
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности.
Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе
жизни. Шашечная доска. Поля, линии, их обозначение. История о возникновении шашек.
2. Ходы и взятие фигур.
Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности шашек. Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.
3. Цель и результат шашечной партии.
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш,
ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
4. Общие принципы разыгрывания партии.
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий,
игровая практика.
5. Особенности хода «дамки».
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о игре
в шашки.
6. Упражнения на усвоение правил игры.
Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на
неизвестную темы.
7. Тактические приемы и особенности их применения.
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды
связок и защита от неё. Разные виды ничьей партии. Понятие о комбинации.
8. Шашечный турнир.
Знакомство с правилами, таблицей шашечного турнира.
9. Игра «Уголки». Правила игры.
10. Игра «Поддавки». Правила игры.
11. Подведение итогов года.
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных
шашистов с приглашением родителей учащихся.
Планируемые результаты. К концу учебного года у обучающихся должны
сформироваться навыки игры в шашки. По окончании обучения дети должны знать:

шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д., правила игры, стадии
игры
- Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем
решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
К концу учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шашечной доске,
- правильно помещать доску между партнерами,
- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.
-

Комплекс организацонно-педагогических условий.
Календарный учебный график

ма
рт

феврал
ь

янва
рь

декабрь

ноябрь

Октябр
ь

Сентябрь

Месяц

Недели
обучения

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

6-10
13-17
20-24
27-1
4-8
11-15
18-22
25-29
1-5
8-12
15-19
22-26
29-3
6-10
13-17
20-24
27-31
10-14
17-21
24-28
31-4
7-11
14-18
21-25
28-4
7-11
14-18

Количество часов/из них на контроль
№ группы/год обучения
№1/1

№2/1

№3/1

№4/1

№5/1

1
1/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Аттестация
учащихся

Каникуля
рный
период

№
6/
1
викторина

1
1

опрос

1

апрель

21-25
28-1
4-8
11-15
18-22
25-29
2-6

1
1
1
1
1
1
1/1

1
1
1
1
1
1
1/1

34

34

май

28
29
30
31
32
33
34

Всего учебных
недель
Всего часов по
программе

1
1
1
1
1
1
1/1

1
1
1
1
1
1
1/1

1
1
1
1
1
1
1/1

Разыгрыван
ие партий

Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий необходимы: шахматные доски с шашками в комплекте,
демонстрационная доска (интерактивная доска), дидактический материал.
Оценочные материалы:
Формы аттестации/контроля
Контроль усвоения материала производится постоянно. Условно можно выделить три
этапа оценки усвоенных знаний, умений, навыков и воспитанных личных качеств.
Вводный контроль (в начале учебного года, в сентябре).
Текущий и промежуточный контроль (текущий - в течение учебного года, промежуточный
в середине учебного года (итоговое занятие в декабре)).
Итоговый контроль - в конце учебного года (итоговое занятие в мае).
Диагностика уровня знаний и умений
1.Умение расставлять шашки на поле
Оптимальный уровень
Достаточный уровень
Низкий уровень
ребенок самостоятельно и для
правильного ребенок
не
выполнил
правильно справился с выполнения
задания задание
даже
после
заданием
ребенку
требуется подсказки педагога
несколько самостоятельных
попыток или подсказка
педагога
2.Умение правильно начинать и продолжать игру
Оптимальный уровень
Достаточный уровень
ребенок самостоятельно и для
правильного
правильно справился с выполнения
задания
заданием
ребенку
требуется
несколько самостоятельных
попыток или подсказка
педагога
3.Умение правильно вести бой шашками на поле
Оптимальный уровень
Достаточный уровень
ребенок самостоятельно и для
правильного
правильно справился с выполнения
задания
заданием
ребенку
требуется
несколько самостоятельных
попыток или подсказка
педагога

Низкий уровень
ребенок
не
выполнил
задание
даже
после
подсказки педагога

Низкий уровень
ребенок
не
выполнил
задание
даже
после
подсказки педагога

4. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой.
Оптимальный уровень
Достаточный уровень
Низкий уровень
ребенок самостоятельно и для
правильного ребенок
не
выполнил
правильно справился с выполнения
задания задание
даже
после
заданием
ребенку
требуется подсказки педагога
несколько самостоятельных
попыток или подсказка
педагога

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
Оптимальный уровень
Достаточный уровень
Низкий уровень
ребенок самостоятельно и для
правильного ребенок
не
выполнил
правильно справился с выполнения
задания задание
даже
после
заданием
ребенку
требуется подсказки педагога
несколько самостоятельных
попыток или подсказка
педагога
6.Умение доводить игру до конца
Оптимальный уровень
Достаточный уровень
Низкий уровень
ребенок самостоятельно и для
правильного ребенок
не
выполнил
правильно справился с выполнения
задания задание
даже
после
заданием
ребенку
требуется подсказки педагога
несколько самостоятельных
попыток или подсказка
педагога
Методическое обеспесчение.
В процессе занятий шашками обучающиеся приобретают выдержку, развивают свои
творческие способности и фантазию, учатся анализировать, планировать, осуществлять на
шашечной доске позиционные маневры. Одна из важнейших форм совершенствования
юных шашистов – это анализ сыгранных ими партий. Обучение происходит в
увлекательной,
преимущественно игровой форме, в виде практических занятий, на которых
обучающиеся играют, анализируют, решают задания на развитие памяти, внимания,
логики.
Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов
деятельности, Главнейшая задача, избегать утомительного однообразия и поддерживать
у детей интерес к изучению азов шашечной теории.
По форме занятия самые разнообразные: беседы, соревнования, практическая игра.
Совокупность творческих методов обучения имеет не только образовательный и
развивающий потенциал, а также выполняет функцию воспитания. Обучающиеся
приобретают знания, накапливают умения, представляют результат тренировочной работы
в турнирах, что способствует развитию самоконтроля, мотивации и социализации.
Методы проведения игровых встреч
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов,
турнир, работа над ошибками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильевский Р.Г. Учимся играть в шашки - Киев: Здоровье, 1985.
2. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки - это интересно. – СПб.: Литера, 1992.
3. Городецкий В. Б.. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.

4. Маньшин С.С., Громов Г.В. Программа подготовки юных шашистов. 1 часть. Русские
шашки. – СПб. 1992.
5. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский - М.,1996.
6. Погрибной В.К. Шашки для детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
7. Султанов Р.А. Шашки (Интегрированный курс подготовки шашистов для групп
начальной подготовки, учебно-тренировочных групп, групп спортивного
совершенствования, групп высшего спортивного мастерства). – Нижний Тагил, 2009
8. Юровский Е.М. Зайкины шашки. – СПб.: ЛИТЕРА, 2001.

Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы.
Цель воспитательной работы – воспитание личности и создание условий для активной
жизнедеятельности обучающихся, гражданского самоопределения и самореализации,
максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном, физическом
и нравственном развитии.
Основные задачи воспитательной работы:

Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;

Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного
образования;

Организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного
образования детей и обучающейся молодежи;

Приобщение детей к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и
традициям образовательного учреждения;

Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;

Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;

Развитие воспитательного потенциала семьи;

Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
 Гражданско-патриотическое: формирование патриотических, ценностных представлений о
любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование
представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного
отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.
 Духовно-нравственное формирует ценностные представления о морали, об основных
понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие,
проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов
России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др.
народов России.
 Художественно-эстетическое играет важную роль в формировании характера и
нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении.
 Физическое содействует здоровому образу жизни, здоровьесбережению обучающихся.
 Трудовое и профориентационное формирует знания, представления о трудовой
деятельности; выявляет творческие способности и профессиональные направления
школьников.
Календарный план воспитательной работы.
Мероприятия (форма, название)

1

Беседа о здоровом образе жизни.

содержание

Игра-беседа о пользе игры в
шашки, просмотр видеороликов

Дата
проведения
сентябрь

2

Акция ко Дню пожилого человека
«С бабушкой не скучно!»

Турнир с бабушками
(дедушками)

октябрь

3

Шашечный турнир «Семейные
традиции»

Игры в шашки с родителями

январь

4

Беседа «В мир профессий»

Рассказ о выдающихся шашистах март

5

Шашечный турнир «Я спортсмен?»

Игры в шашки, присвоение
звания «Настоящий спортсменшашист»

май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».