Шахматы, 1-4 класс

Приложение № 1 к Основной
общеобразовательной программе –
образовательной программе начального
общего образования (ФГОС НОО)
МБОУ СОШ № 19 (утвержденной приказом
МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) № 115

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Общеинтеллектуальной направленности
«Шахматы»
1-4 класс
Сроки реализации: - 2 года

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Рабочая программа дополнительного образования общеинтеллектуальной направления
«шахматы» в 1-4-классах разработана в соответствии с НОО, утверждённой приказом
директора МБОУ СОШ № 19 г. Бродово.
Один из приоритетов государственной политики в области образования — ориентация не
только на усвоение обучающимися фундаментальных знаний, но и на их воспитание,
развитие личностных качеств, познавательных и созидательных способностей. Данный
факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей
приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления
его развития на период до 2025 года. Шахматная игра на протяжении многих веков является
составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. — Примеч. авт.) делают
человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся
ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» В. В. Путин. XXI век — век
стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока
доступной информации — предопределил дефицит людей с активной жизненной и
профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно,
умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из
проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и
систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия
своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном
мире. И здесь возрастает социально-педагогическая функция шахмат, выражающаяся в
развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, формировании ими
навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут
обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами
сопряжено с постоянной систематизацией получаемых на уроках знаний, выработкой у
детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро
осмысливать её. С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития
школьников, особенно ценно, что во многих регионах России шахматы интегрированы в
программы основного общего образования. На сегодняшний день накоплен значительный
опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить
эффект воздействия этой игры на развитие детей и подростков. Исследования доказали, что
в рамках школьного образования активное освоение подростками игры в шахматы
благотворно сказывается на их психическом, умственном и эмоциональном развитии,
способствует
формированию
нравственных
качеств,
изобретательности
и
самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух
здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной
самореализации без агрессии, компактность, экономичность — всё это выгодно выделяет
шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения
с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения фигур на доске)
создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного,
дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению
устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой
жизненной ситуации. Известно, что игра в шахматы способствует развитию различных
когнитивных функций обучающихся, в том числе их мыслительных способностей и
интеллектуального потенциала. Мыслительные способности совершенствуются благодаря
самостоятельному обдумыванию ходов и анализу в ходе партии. Интеллектуальный
2

потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и силы ума. Шахматная игра
является благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции
поведения подростков. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся
приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои
стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия оптимальных решений в
трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и
коллективизм. Особенно важно, что обучение детей подросткового возраста игре в
шахматы позволяет предотвратить возникновение асоциального поведения, приобретение
нежелательных антисоциальных тяготений и привычек. Для подростков шахматы являются
интеллектуальной формой проведения досуга. Шахматная игра как полифункциональный
предмет — это универсальный инструмент познания разных сфер человеческой
деятельности, который в полной мере может способствовать формированию у подростков
навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, способов решения проблем
творческого и поискового характера, планирования, контроля и оценки своих действий в
соответствии с поставленной задачей, овладения логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, что и
сформулировано в требованиях Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования к результатам освоения основной
образовательной программы.
Место в учебном плане
Программа разработана для учащихся 1-4 класса и рассчитана на изучение материала в
течение 1ч в неделю: по 34 ч.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный модуль «Шахматы» для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы основного общего образования требует приложения всей
совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовнонравственных
и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально
удовлетворяющие требованиям ФГОС основного общего образования. «Шахматы»
является учебным модулем предмета «Физическая культура», который может быть
использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и
включён в целостный 9 образовательный процесс. Актуальность примерной программы
учебного модуля «Шахматы» для общеобразовательных организаций, реализующих
программы основного общего образования, обусловлена преемственным включением в
учебный план общеобразовательных организаций многих регионов РФ курса «Шахматы»
на уровне основного общего образования. В современной школе важное место занимает
развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников,
требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, понимания, осознания
и воспроизведения полученных знаний в различных метапредметных областях. Сохраняя
все основные плюсы классической шахматной игры, учебный модуль обладает рядом
существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций: —
компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и
турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные
доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных
рекреациях и коридорах и так же легко убираются);
3

— возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста и
уровня подготовленности;
— травмобезопасность. Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практикоориентированная соревновательная деятельность». В разделе «Теоретические
основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные
термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ
теории и практики шахматной игры. Раздел «Практико-ориентированная соревновательная
деятельность» подразумевает отработку теоретического материала путём выполнения
тренировочных, тестовых и контрольных заданий. В тематическом планировании
программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов
деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок
освоения знаний в области данного вида спорта. Программа реализуется в соответствии с
действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в
осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части
образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (ч. 2, п. 6 и 16
ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Эффективность использования системы шахматных уроков в основной школе доказана их
положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.
Цель и задачи модуля
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития
детей подросткового возраста посредством их массового вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и
воспитательные. Общие задачи направлены на: — массовое вовлечение подростков в
шахматную игру;
— приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре;
— открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
— выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами,
в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях. Образовательные
задачи способствуют:
— приобретению знаний из истории развития шахмат;
— углублению знаний в области шахматной игры, получению представлений о различных
тактических приёмах;
— освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
— изучению приёмов и методов шахматной борьбы. Оздоровительные задачи направлены
на:
— формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре
шахмат в частности;
— формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и
эмоциональных проявлений;
— воспитание стремления вести здоровый образ жизни. Воспитательные задачи
способствуют:
— приобщению подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и
использованию их в свободное время;
4

— воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
— формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям;
— развитию выдержки, собранности, внимательности;
— развитию эстетического восприятия действительности;
— формированию уважения к чужому мнению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Программа учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура»
предусматривает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов. Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные
качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного
материала.
К личностным результатам относят: — формирование основ российской, гражданской
идентичности;
— ориентацию на моральные нормы и их выполнение;
— наличие чувства прекрасного;
— формирование основ шахматной культуры;
— понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
— готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
— уважительное отношение к иному мнению;
— приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
— воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
— умение управлять своими эмоциями;
— дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление
к работе на результат;
— оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты:
Познавательные: — умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
— владение способом структурирования шахматных знаний;
— способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в
конкретных условиях;
— умение находить необходимую информацию;
— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно
создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового
характера;
— умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
— способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать
результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать
5

причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты,
концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные:
— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
— способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а
также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
— возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем
и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание
и условия деятельности в речи.
Регулятивные: — умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию
(в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты
К концу учебного года ученики будут знать:
-шахматные термины и понятия, полная и полная связка, цугцванг, выжидательный вход,
ближняя и дальняя оппозиция, детский мат, перевес в развитии, голый король, линейный
мат, вечный шах, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, гамбит, эндшпиль, гамбит;
- базовые тактические приемы: двойной удар связка, методы защиты от связки, отвлечение,
перезагрузка, взлом вскрытое нападение, прорыв;
-типовые схемы матовых комбинаций при атаке на застрявшего в центре короля и при атаке
позиции рокировки;
- основные сведения о пешечных окончаниях: отдаленная проходная, защищенная
проходная, правило квадрата метод отталкивания плечом, активный король;
-базовые сведенья о методах разыгрывания дебюта, основные принципы разыгрывания
итальянской партии и северного гамбита
К концу учебного года ученики будут уметь:
- проводить более сложные (по сравнению с первым годом обучения) комбинации на
двойной удар, на выигрыш либо спасение связанной фигуры, на спертый мат, отвлечение,
перезагрузку и т. п. в 2-3 хода и более;
- ставить мат в окончании «король и ладья против одинокого короля», «король и два слона
против одинокого короля»;
- давать оценку (выигрыш, проигрыш или ничья) любой позиции «король и пешка против
короля» при ходе каждого из сторон;
- составлять элементарные планы на разных стадиях партии;
- разыгрывать дебют в соответствии с тремя золотыми правилами;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе.
Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные
шахматисты. Базовые понятия шахматной игры Правила техники безопасности во время
6

занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения
шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам.
Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король);
ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар,
взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность
шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные
тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака
на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при
равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и
легкофигурных эндшпилей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№

Наименование раздела

1
2
3
4
Всего

Ходы и взятие фигур
Тактики
Маты.
Дебюты

Количество
часов
(всего)
8
8
11
7
34ч

7

КОЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной
деятельности

Повторение материала первого года обучения
Связка
Защита от связки
Три золотых правила дебюта
Три золотых правила дебюта (продолжение)
Детский мат
Повторение пройденного материала: связка, защита от
связки, Три золотых правила дебюта, Детский мат и
защита от него
8
Коррекционное занятие
9
Голый король
10
Взлом
11
Отвлечение
12
Перезагрузка
13
Вскрытое нападение
14
Повторение пройденного материала: Голый король,
Взлом, Отвлечение, Перезагрузка, Вскрытое
нападение.
15
Коррекционное занятие
16
Мат «по линеечке»
17
Мат королем и ладьей
18
Два могучих слона
19
Проходные пешки
20
Прорыв
21
Проведение пешки и ферзи
22
Правило квадрата. Отталкивание плечом.
23
Отдаленная проходная. Защищенная проходная
24
Переход в пешечный эндшпиль. Активный король
25
Повторение пройденного материала: линейны, мат
королем и ладьей, мат двумя слонами, проходные
пешки, базовые принципы игры в пешечных
окончаниях, переход в пешечный эндшпиль.
26
Коррекционное занятие
27
Патовые комбинации
28
Комбинация на вечный шах
29
Дебют- перевес в развитии
30
Итальянская партия
31
Северный гамбит
32
Повторение пройденного за год материала.
Подготовка к итоговому тесту
33
Итоговая контрольная работа. Подведение итогов
года.
34
Турнир по окончанию обучения.
Всего за год -34 ч
1
2
3
4
5
6
7

Часы

Дата проведения

1
1
1
1
1
1
1

2группа 3группа
03.09
10.09
17.09
24.09
01.10
08.10
15.10

1
1
1
1
1
1
1

22.10
12.11
19.11
26.11
03.12
10.12
17.12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24.12
14.01
21.01
28.01
04.02
11.02
18.02
25.02
04.03
11.03
18.03

1
1
1
1
1
1
1

08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
13.05
20.05

1

27.05

1

31.05

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».