Приложение № 1 к Основной общеобразовательной программе – образовательной программе начального общего образования (ФГОС НОО) МБОУ СОШ № 19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) № 115 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Общеинтеллектуальной направленности «Шахматы» 1-4 класс Сроки реализации: - 2 года 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - Рабочая программа дополнительного образования общеинтеллектуальной направления «шахматы» в 1-4-классах разработана в соответствии с НОО, утверждённой приказом директора МБОУ СОШ № 19 г. Бродово. Один из приоритетов государственной политики в области образования — ориентация не только на усвоение обучающимися фундаментальных знаний, но и на их воспитание, развитие личностных качеств, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года. Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. — Примеч. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» В. В. Путин. XXI век — век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации — предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь возрастает социально-педагогическая функция шахмат, выражающаяся в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, формировании ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянной систематизацией получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её. С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих регионах России шахматы интегрированы в программы основного общего образования. На сегодняшний день накоплен значительный опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей и подростков. Исследования доказали, что в рамках школьного образования активное освоение подростками игры в шахматы благотворно сказывается на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, способствует формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность — всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения фигур на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. Известно, что игра в шахматы способствует развитию различных когнитивных функций обучающихся, в том числе их мыслительных способностей и интеллектуального потенциала. Мыслительные способности совершенствуются благодаря самостоятельному обдумыванию ходов и анализу в ходе партии. Интеллектуальный 2 потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и силы ума. Шахматная игра является благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения подростков. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. Особенно важно, что обучение детей подросткового возраста игре в шахматы позволяет предотвратить возникновение асоциального поведения, приобретение нежелательных антисоциальных тяготений и привычек. Для подростков шахматы являются интеллектуальной формой проведения досуга. Шахматная игра как полифункциональный предмет — это универсальный инструмент познания разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию у подростков навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, способов решения проблем творческого и поискового характера, планирования, контроля и оценки своих действий в соответствии с поставленной задачей, овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, что и сформулировано в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы. Место в учебном плане Программа разработана для учащихся 1-4 класса и рассчитана на изучение материала в течение 1ч в неделю: по 34 ч. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный модуль «Шахматы» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования требует приложения всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовнонравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС основного общего образования. «Шахматы» является учебным модулем предмета «Физическая культура», который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный 9 образовательный процесс. Актуальность примерной программы учебного модуля «Шахматы» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, обусловлена преемственным включением в учебный план общеобразовательных организаций многих регионов РФ курса «Шахматы» на уровне основного общего образования. В современной школе важное место занимает развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, понимания, осознания и воспроизведения полученных знаний в различных метапредметных областях. Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный модуль обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций: — компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются); 3 — возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста и уровня подготовленности; — травмобезопасность. Настоящая программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практикоориентированная соревновательная деятельность». В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры. Раздел «Практико-ориентированная соревновательная деятельность» подразумевает отработку теоретического материала путём выполнения тренировочных, тестовых и контрольных заданий. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта. Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (ч. 2, п. 6 и 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Эффективность использования системы шахматных уроков в основной школе доказана их положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе. Цель и задачи модуля Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей подросткового возраста посредством их массового вовлечения в шахматную игру. Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные. Общие задачи направлены на: — массовое вовлечение подростков в шахматную игру; — приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре; — открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы; — выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях. Образовательные задачи способствуют: — приобретению знаний из истории развития шахмат; — углублению знаний в области шахматной игры, получению представлений о различных тактических приёмах; — освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; — изучению приёмов и методов шахматной борьбы. Оздоровительные задачи направлены на: — формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; — формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений; — воспитание стремления вести здоровый образ жизни. Воспитательные задачи способствуют: — приобщению подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время; 4 — воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; — формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям; — развитию выдержки, собранности, внимательности; — развитию эстетического восприятия действительности; — формированию уважения к чужому мнению. Личностные, метапредметные и предметные результаты Программа учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» предусматривает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят: — формирование основ российской, гражданской идентичности; — ориентацию на моральные нормы и их выполнение; — наличие чувства прекрасного; — формирование основ шахматной культуры; — понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; — наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; — готовность и способность к саморазвитию и самообучению; — уважительное отношение к иному мнению; — приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; — воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; — умение управлять своими эмоциями; — дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; — оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты: Познавательные: — умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; — владение способом структурирования шахматных знаний; — способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; — умение находить необходимую информацию; — способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; — умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; — способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать 5 причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения. Коммуникативные: — умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; — способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; — умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); — возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные: — умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; — способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты К концу учебного года ученики будут знать: -шахматные термины и понятия, полная и полная связка, цугцванг, выжидательный вход, ближняя и дальняя оппозиция, детский мат, перевес в развитии, голый король, линейный мат, вечный шах, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, гамбит, эндшпиль, гамбит; - базовые тактические приемы: двойной удар связка, методы защиты от связки, отвлечение, перезагрузка, взлом вскрытое нападение, прорыв; -типовые схемы матовых комбинаций при атаке на застрявшего в центре короля и при атаке позиции рокировки; - основные сведения о пешечных окончаниях: отдаленная проходная, защищенная проходная, правило квадрата метод отталкивания плечом, активный король; -базовые сведенья о методах разыгрывания дебюта, основные принципы разыгрывания итальянской партии и северного гамбита К концу учебного года ученики будут уметь: - проводить более сложные (по сравнению с первым годом обучения) комбинации на двойной удар, на выигрыш либо спасение связанной фигуры, на спертый мат, отвлечение, перезагрузку и т. п. в 2-3 хода и более; - ставить мат в окончании «король и ладья против одинокого короля», «король и два слона против одинокого короля»; - давать оценку (выигрыш, проигрыш или ничья) любой позиции «король и пешка против короля» при ходе каждого из сторон; - составлять элементарные планы на разных стадиях партии; - разыгрывать дебют в соответствии с тремя золотыми правилами; СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры Правила техники безопасности во время 6 занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ № Наименование раздела 1 2 3 4 Всего Ходы и взятие фигур Тактики Маты. Дебюты Количество часов (всего) 8 8 11 7 34ч 7 КОЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной деятельности Повторение материала первого года обучения Связка Защита от связки Три золотых правила дебюта Три золотых правила дебюта (продолжение) Детский мат Повторение пройденного материала: связка, защита от связки, Три золотых правила дебюта, Детский мат и защита от него 8 Коррекционное занятие 9 Голый король 10 Взлом 11 Отвлечение 12 Перезагрузка 13 Вскрытое нападение 14 Повторение пройденного материала: Голый король, Взлом, Отвлечение, Перезагрузка, Вскрытое нападение. 15 Коррекционное занятие 16 Мат «по линеечке» 17 Мат королем и ладьей 18 Два могучих слона 19 Проходные пешки 20 Прорыв 21 Проведение пешки и ферзи 22 Правило квадрата. Отталкивание плечом. 23 Отдаленная проходная. Защищенная проходная 24 Переход в пешечный эндшпиль. Активный король 25 Повторение пройденного материала: линейны, мат королем и ладьей, мат двумя слонами, проходные пешки, базовые принципы игры в пешечных окончаниях, переход в пешечный эндшпиль. 26 Коррекционное занятие 27 Патовые комбинации 28 Комбинация на вечный шах 29 Дебют- перевес в развитии 30 Итальянская партия 31 Северный гамбит 32 Повторение пройденного за год материала. Подготовка к итоговому тесту 33 Итоговая контрольная работа. Подведение итогов года. 34 Турнир по окончанию обучения. Всего за год -34 ч 1 2 3 4 5 6 7 Часы Дата проведения 1 1 1 1 1 1 1 2группа 3группа 03.09 10.09 17.09 24.09 01.10 08.10 15.10 1 1 1 1 1 1 1 22.10 12.11 19.11 26.11 03.12 10.12 17.12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24.12 14.01 21.01 28.01 04.02 11.02 18.02 25.02 04.03 11.03 18.03 1 1 1 1 1 1 1 08.04 15.04 22.04 29.04 06.05 13.05 20.05 1 27.05 1 31.05 8