ОРЛЯТА РОССИИ, 1-4кл.

Приложение №1 к Основной
общеобразовательной программеобщеобразовательной программе начального
общего образования ( ФГОС НОО)
МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом
МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
« Орлята России»
1-4 класс

2023-2024 уч.год

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;

Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;

Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ,
в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;


основной образовательной программы.

Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
2.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи,
своего народа,семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной
принадлежности.
3.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.
Воспитывать
ценностное отношение к
здоровому
образу жизни, прививать интерес к физической культуре.
6.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность вбезвозмездной деятельности ради других людей.
7.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения кокружающему миру.
8.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую иисследовательскую деятельность.
Предполагаемые результаты курса
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания
учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в

соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях:

понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского
государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру
своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка,
русского языка; сознаѐт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста; ориентирован на
физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы,
зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);

применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразо- вательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознаѐт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет
основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту,
природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах
доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное
отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым
существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);

демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует
уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев
и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно
относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде,
проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует
бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности
экологических норм; выражает познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и
повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4 классов; рассчитан на 1 часа в
неделю/34 часа в год в каждом классе.
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход,
позволяющий за период освоения ребѐнком образовательных треков (траекторий
социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от

«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности».
Важно, что в названии программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлѐнок
России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой
энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования активной
позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей
психологического развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных
четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даѐтся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в
своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам.

Календарно-тематическое планирование, 1 класс
Срок проведения

Тема

Количеств
о
часов

Подготовительный этап к участию в Программе
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь

Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в
классе»
«Мы будем друзьями в классе»
«Волшебные слова дружбы»
«Правила настоящих друзей»
Вводный Орлятский урок

1
1
1
1

«Орлёнок – Эрудит»
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

«Кто такой эрудит?»
«Эрудит - это…»
«Всезнайка»
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
«Подведём итоги»
«Орлёнок – Доброволец»
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь

1
1
1
1

«От слова – к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно»
«Совместное родительское собрание «Наша
забота!»
«Доброволец – это доброе сердце»
«Подведём итоги»

1
1
1

«Мастер – это…»
«Мастерская Деда Мороза…»
«Класс мастеров»

1
1
1

1

«Орлёнок – Мастер»
декабрь
декабрь
декабрь

январь
«Классная ёлка» «Новогоднее настроение»
«Орлёнок – Спортсмен»

1

январь
январь
январь
февраль

«Утро мы начнём с зарядки»
«Сто затей для всех друзей»
«Весёлые старты»
«Самые спортивные ребята моей школы»
«Азбука здоровья»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1
1
1
1

февраль
февраль
февраль
март
«Орлёнок – Эколог»

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«История школы – моя история»
«Поход в музей»
«Поход в музей» «Историческое чаепитие»

1
1
1
1

март
март
апрель
апрель
«Орлёнок – Лидер»

«ЭКОЛОГиЯ»
«Каким должен быть настоящий эколог?»
«В гости к природе»
«Мы друзья природе» «Орлята – экологи»

1
1
1
1

«Лидер – это…»
«Я хочу быть лидером!»
«С командой действую!»
«Как становятся лидерами?»
«Мы дружный класс»

1
1
1
1

Подведение итогов участия в
Программе в текущем учебном году

1

апрель
апрель
апрель
апрель
Подведение итогов
май

33 часа

ИТОГО:

2-4 классы
1.
Трек «Орлѐнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности
классногоколлектива, сформировать детские

микрогруппы

для

приобретения

иосуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.

2.
Трек «Орлѐнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различны
олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успе
деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая
мотивация и интерес к учѐбе.

3.
Трек «Орлѐнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят
новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела.
4.
Трек «Орлѐнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно
рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей.
Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.

5.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, т
как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной
нагрузки. Дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

6.
Трек «Орлѐнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводитьмероприятия з
пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможностьиспользования природных материалов
изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника.
7.
Родина.

Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»Ценности, значимые качества трека: семья,

Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему
окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, ис
и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Тематическое планирование
Тема раздела

№
п\п
1.

Старт программы

Кол-во
часов
3ч

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Орлѐнок – Лидер
Орлѐнок – Эрудит
Орлѐнок – Мастер
Орлѐнок – Доброволец
Орлѐнок – Спортсмен
Орлѐнок – Эколог
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
Подведение итогов

4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
3ч
34ч

Календарно-тематическое планирование 2-4 класс
№

Тема

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.

Старт программы – 3 ч
Встреча с игрой Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры Интеллектуально-познавательные игры
Интеллектуально-познавательные игры Вводный
«Орлятский урок»
Орлѐнок – Лидер – 4 ч
Лидер – это… Как стать лидером?
Я могу быть лидером С командой действовать готов
КЛАССный выходной Встреча с тем, кто умеет вести за
собой
Итоги трека «Мы дружный класс! Верѐвочный курс
Орлѐнок – Эрудит – 4 ч
Кто такой эрудит? Развиваемся, играя!
Я – эрудит, а это значит… Могу быть изобретателем
КТД «Что такое? Кто такой?»
Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать». Итоги трека «На
старте новых открытий»
Орлѐнок – Мастер 4 ч
Мастер – это… Мастерами славится Россия
Город Мастеров В гости к мастерам
КТД «Классный театр
Путь в мастерство» – подводим итоги
Орлѐнок – Доброволец – 4ч
От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно!
КТД «Создай хорошее настроение» С заботой о старших
КТД «Братья наши меньшие»
Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца» итоги трека
Орлѐнок – Спортсмен – 4 ч
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!
Должен быть режим у дня Сто затей для всех друзей
О спорт, ты – мир!Готовимся к спортивным состязаниям

Кол-во
часов

Дата

1
1
1

сентябрь
сентябрь
сентябрь

1
1
1

октябрь
октябрь
октябрь

1

октябрь

1
1
1
1

октябрьноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

1
1
1
1

декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

1
1
1
1

январь
январь
январь
январь

1
1
1

февраль
февраль
февраль

23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.

Спортивная игра «У рекордов наши имена» «Азбука
1
здоровья» - итоги трека
Орлѐнок – Эколог – 4 ч
ЭКОЛОГиЯ. Мой след на планете Восхищаемся
1
красивым миром
Каким должен быть настоящий эколог? Что должен
1
знать и уметь эколог? Экология на практике
Встреча с человеком, которого можно назвать
1
настоящим экологом
«Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека
1
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти – 4 ч
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
1
Хранитель семейных традиций Я храню традиции
1
семьи, а значит и традиции страны
Кодекс «Орлѐнка – Хранителя» Знать, чтобы хранить
1
Расскажи мне о России «Я – хранитель, мы – хранители»
1
- итоги трека
Подведение итогов – 6 ч
Подведение итогов участия в программе в текущем
1
учебном году
Интеллектуально-познавательные игры
1
Подвижные игры
1
«Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека
1
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти – 4 ч
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
1
Хранитель семейных традиций Я храню традиции
1
семьи, а значит и традиции страны
Кодекс «Орлѐнка – Хранителя» Знать, чтобы хранить
1
Расскажи мне о России «Я – хранитель, мы – хранители»
1
- итоги трека
Подведение итогов – 6 ч
Подведение итогов участия в программе в текущем
1
учебном году
Интеллектуально-познавательные игры
1
Подвижные игры
1

февраль

март
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель

май
май
май
март
апрель
апрель
апрель
апрель

май
май
май

Учебно-методическое обеспечение программы реализации
курса
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными
на сайте Корпоративного университета Российского движения школьников


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».