Первые шаги в мире информатики_4 кл.

Утверждена в составе ООП НОО
Директор Четырёва Е.А.
Приказ № 79-8 от 01.09.2025 г

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Первые шаги в мире информатики»
4 класс

2025-2026 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в мире
информатики» составлена для детей 8-10 лет, учащихся 1-4 классов
общеобразовательной школы, на основе программы «Информатика» (авторы
Матвеева Н.В., Цветкова М.С.)
Программа разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);

ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287 (ред. от 22.01.2024);

Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП
2.4.3648-20);

Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее – СанПиН 1.2.3685-21);

Уставом МБОУ СОШ №19;

Основной образовательной программой МБОУ СОШ № 19.
Программа «Первые шаги в мире информатики» модифицированная,
общеразвивающая, технической направленности, способствует формированию
начальных и базовых навыков работы на компьютере.
Данная программа опирается на возрастные возможности и
образовательные потребности учащихся младшего звена, специфику развития
их мышления, внимания. Программа ориентирована на развитие логического
и комбинаторного мышления, на развитие навыков работы с компьютером
(восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и
клавиатурой).
Формирование
понятий
информации,
знакомство
с
функциональной структурой компьютера и его основными устройствами.
Знакомство с основными приёмами работы в среде Windows, со стандартными
приложениями: для вычислений, набора и редактирования текста, а также
знакомство с графическим редактором Paint, созданием и редактированием

графических изображений, с текстовым редактором Блокнот, Microsoft Word и
с табличным процессором Microsoft Exсel.
Цель курса: формирование начальных предметных компетентностей в
части базовых теоретических понятий начального курса информатики и
первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в
информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачи курса:

формирование системного, объектно-ориентированного теоретического
мышления;

формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной
действительности на основе различных способов представления информации;


овладение приёмами и способами информационной деятельности;


формирование начальных навыков использования компьютерной техники
и современных информационных технологий для решения практических задач.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности МБОУ СОШ №19:
учебный курс предназначен для обучающихся 4-ого класса; рассчитан на 1 час
в неделю и 34 часа в год.
Формы проведения занятий учебного курса:

беседы;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов;

исследовательская и проектная деятельность (индивидуальная, групповая,
коллективная).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание учебного курса дополнительного образования отвечает
требованиям к организации внеурочной деятельности. Учебный курс построен
в соответствии с реальными познавательными интересами обучающихся и
содержит полезную и любопытную информацию, интересные увлекательные
задания.
4 класс
Модуль 1
Содержание модуля.
Повторение. Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его
свойства.
Отношения
между объектами.
Компьютер.
Повторение,
компьютерный практикум. Работа со словарём и контроль.
Модуль 2
Содержание модуля.
Понятие, суждение, умозаключение. Понятие. Деление и обобщение понятий.
Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия.
Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение. Повторение,
компьютерный практикум. Работа со словарем и контроль.
Практические работы:
 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью
клавиатуры»
 «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»
 «Создание изображения в растровом редакторе Paint с использованием
текста и элементов коллажа»
 «Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word»
Модуль 3
Содержание модуля.
Модель и моделирование. Модель объекта. Модель отношения между
понятиями. Алгоритм. Какие бывают алгоритмы. Исполнитель алгоритма.
Алгоритм и компьютерная программа. Повторение, компьютерный практикум.
Работа со словарем и контроль.
Практические работы:
 «Графический
исполнитель
Лого-черепашка:
рисование
простых
геометрических фигур»
 «Графический исполнитель Лого-черепашка: рисование букв и цифр»

 «Рисование в векторном графическом редакторе, встроенном в Word,

трехмерных изображений»
Модуль 4
Содержание модуля.
Информационное управление. Цели и основа управления. Управление собой
и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления.
Управление компьютером.
Практические работы:
 «Графический исполнитель: рисование замкнутых контуров»
 «Графический исполнитель: рисование сложных геометрических рисунков»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ




















Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
заинтересованность в знаниях о цифровой трансформации современного
общества.
Духовно-нравственное воспитание:
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет-среде;
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности;
готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
сформированность представлений об информации, информационных процессах
и информационных технологиях, соответствующих современному уровню
развития науки;
интерес к обучению и познанию; любознательность;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность навыков работы с учебными текстами, разнообразными
средствами информационных технологий, а также умения развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
Формирование культуры здоровья:

 установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
 интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной деятельности, связанных с информатикой;
Экологическое воспитание:
 осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в
том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в
том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ










Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями —
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и
по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях.





















Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:

 выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
 ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное
принятие решений, принятие решений в группе);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Самоконтроль (рефлексия):
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации.
Эмоциональный интеллект:
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания,
установленного данной рабочей программой, отражают сформированность у
обучающихся умений:
 пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный
процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача
информации»;
 кодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание
основных принципов кодирования информации различной природы
(текстовой, графической);
 приводить
примеры современных устройств хранения и передачи
информации, сравнивать их количественные характеристики;
 выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития
компьютеров и программного обеспечения;
 получать и использовать информацию о характеристиках персонального
компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память,









долговременная
память,
устройства
ввода-вывода);
соотносить
характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и
архивировать файлы и каталоги;
представлять результаты своей деятельности в виде структурированных
иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций;
искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по
изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая
опасность для личности и общества распространения вредоносной
информации, в том числе экстремистского и террористического характера;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ;
соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права
при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет,
выбирать безопасные стратегии поведения в сети;
иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье
пользователя и уметь применять методы профилактики.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№
раздела

Наименование
раздела

Количество
часов

1

Повторение

7

2

Понятие, суждение,
умозаключение

9

3

Модель и
моделирование

7

4

Информационное
управление

11

Всего в год

34

ЭОР

https://www.infouroki.net
https://infourok.ru
https://insportal.ru
https://kopilkaurokov.ru/informatika

№
п/
п

Раздел программы

1

Повторение «Человек и информация» (7 ч.)

2

Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация.
Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношения между
объектами. Компьютер. Повторение, компьютерный практикум. Работа
со словарём и контроль.
Стартовый уровень: понимать, что тексты и изображения - это
информационные объекты; правила работы с компьютером и технику
безопасности.
Базовый уровень: знать назначение основных устройств компьютера для
ввода, вывода и обработки информации.
Продвинутый уровень: представлять в тетради и на экране компьютера
одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде
текста, рисунка, таблицы, числами; использовать компьютер для
решения учебных и простейших практических задач разных учебных
дисциплин.
Понятие, суждение, умозаключение (9 ч.)
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями.
Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь».
Суждение. Умозаключение. Повторение, компьютерный практикум.
Работа со словарем и контроль.
Стартовый уровень: понимать смысл терминов «понятие», «суждение»,
«умозаключение».
Базовый уровень: приводить примеры совместимых и несовместимых
понятий; высказывать суждения на основе сравнения их
функциональных
и
эстетических
качеств,
конструктивных
особенностей; приводить примеры отношений между понятиями.
Продвинутый уровень: использовать компьютер для решения учебных и
простейших практических задач.

3

Модель и моделирование (7 ч.)

Модель объекта. Модель отношения между понятиями. Алгоритм.
Какие бывают алгоритмы. Исполнитель алгоритма. Алгоритм и
компьютерная программа. Повторение, компьютерный практикум.
Работа со словарем и контроль.
Стартовый уровень: понимать, что модели объектов могут быть
большие и маленькие; описания алгоритмов на языке блок-схем.
Базовый уровень: знать, что исполнителем алгоритма могут быть
человек и компьютер; способ записи алгоритмов при помощи блоксхемы; основные структуры алгоритмов; как описывать объекты
реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них
различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы).
Продвинутый уровень: приводить примеры алгоритмов; выполнять
инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
работать с простейшими компьютерными программами.
Информационное управление (11 ч.)

4

Цели и основа управления. Управление собой и другими людьми.
Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление
компьютером. Повторение, компьютерный практикум. Работа со
словарем и контроль.
Стартовый уровень: знать, что человек может управлять собой,
другими живыми и неживыми объектами.
Базовый уровень: осуществлять поиск, простейшие преобразования,
хранение, использование и передачу информации и данных, используя
оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки,
Интернет.
Продвинутый уровень: создавать элементарные проекты и презентации
с использованием компьютера.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№
n/n
1
2
3
4
5
6

Тема урока
Человек в мире информации
Действия с данными
Объект и его свойства
Отношения между объектами
Компьютер как система
Повторение, компьютерный практикум

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Работа со словарем и контрольная работа
Мир понятий
Деление понятий
Обобщение понятий
Отношения между понятиями
Понятия «истина» и «ложь»
Суждение
Умозаключение
Повторение, компьютерный практикум
Работа со словарем и контрольная работа
Модель объекта
Текстовая и графическая модели
Алгоритм как модель действий
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов
Исполнитель алгоритма
Компьютер как исполнитель
Повторение, работа со словарем
Работа со словарем, контрольное тестирование
Кто кем и зачем управляет
Управляющий объект и объект управления
Цель управления
Управляющее воздействие
Средство управления
Результат управления
Современные средства коммуникации
Работа со словарем, контрольная, тестирование
Итоговая контрольная, тестирование
Резерв
Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».