МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 622920, Свердловская область, Пригородный район, с. Бродово, ул.Новая, д. 23 ИНН 6648004951, КПП 662301001 Телефон: (3435)931-2-19, 931-3-09, E-mail: brodovol9@mail.ru СОГЛАСОВАНО: на педагогическом совете протокол № 1 от 30 августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ № 19 ___ Е.А.Четырева введено в действие приказом № 128 от 30 августа 2023 г. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее - Положение) определяет формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а также порядок оформления результатов при освоении обучающимися основных общеобразовательных программ начального, основного и среднего общего образования. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» с изменениями от 24.03.2022 года (Постановление правительства Российской Федерации № 450 от 24.03.2022 г.); Федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного, среднего общего образования второго и третьего поколения, а также ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 "Об Утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" с изменениями от 11 февраля 2022 года (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 г. № 69); федеральными основными образовательными программами начального, основного и среднего общего образования; приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ". 1.3. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся, результаты которых фиксируются в электронном журнале и дневнике. 1.4. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся является установление соответствия фактически достигнутых результатов обучающихся, определенных в ФОП, разработанной в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. 1.5. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью внутренней системы оценки качества образования и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 2. Система оценки достижения планируемых результатов 2.1. Данное Положение основано на системе оценки достижения планируемых результатов, которая является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации. 2.2. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает: стартовую (педагогическую) диагностику; текущую и тематическую оценку; портфолио; психолого-педагогическое наблюдение; внутришкольный мониторинг образовательных достижений, Промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. К внешним процедурам относятся: Государственная итоговая аттестация, независимая оценка качества образования; мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней. Особенности каждой из указанных процедур описаны в разделах «Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы» федеральных основных образовательных программ и конкретизированы данным Положением. 2.3. Стартовая педагогическая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией образовательной организации в начале 1 класса и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом. Стартовая диагностика может проводиться также педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. 2.4. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей, т. е. поддерживающей и направляющей усилия обучающегося,включающей его в самостоятельную оценочную деятельность, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. 2.5. Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности обучающегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным обучающимся. 2.6. Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры: оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов; оценки уровня функциональной грамотности; оценки уровня профессионального мастерства педагогического работника, осуществляемой на основе административных проверочных работ, анализа посещённых уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых обучающимся педагогическим работником. 2.7. Промежуточная аттестация является подтверждением освоения обучающимися отдельной части учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. 2.8. Характеристика обучающегося предназначена для отметки образовательных достижений обучающегося по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, а также рекомендаций со стороны педагогического коллектива. 2.9. Итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и др.). 2.10. Государственная итоговая аттестация является обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы основного и среднего общего образования. Порядок проведения регламентируется Законом и иными нормативными актами. 2.11. Итоговая оценка за уровень основного и среднего общего образования складывается из результатов внешнего и внутреннего мониторингов (ГИА) и регламентируется нормативными актами РФ. Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования государственного образца. 2.12. Особенности оценки метапредметных и предметных результатов прописаны в разделе «Система оценки образовательных результатов» основных образовательных программ. Формой оценки метапредметных результатов является комплексная работа. Для проведения оценки метапредметных результатов возможно привлечение сторонних организаций. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся 3.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся— это оценка степени достижения планируемых результатов общеобразовательной программы в процессе ее освоения обучающимся, в том числе: - предметных результатов, - метапредметных результатов. 3.2. Текущий контроль включает тематическое оценивание, представляющее собой процедуру оценки уровня достижения планируемых результатов по теме. В качестве результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации могут быть учтены результаты, полученные в иных Организациях, в соответствии с порядком, определенным организацией (см. локальный акт «Порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»). 3.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без балльного оценивания. 3.3.1. В сентябре каждого учебного года в 1 классах проводится стартовая педагогическая диагностика с целью оценки готовности к обучению на данном уровне образования. Стартовая диагностика выступает как основа для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. 3.3.2. В целях обеспечения текущего контроля достижения планируемых результатов обучения в 1 классе учителем проводится педагогическая диагностика по основным предметам (русский язык, математика) 2 раза в течение учебного года по итогам первого и второго полугодия (в январе, апреле). 3.4. Текущий контроль успеваемости во втором и последующих классах осуществляется по следующим системам оценивания: пятибалльная система: «отлично» - 5, «хорошо» - 4, «удовлетворительно» - 3, «неудовлетворительно» - 2; система «освоено», «неосвоено» при выставлении отметок за четверть (полугодие) и промежуточной аттестации в случае безотметочного обучения по тому или иному 3. учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) общеобразовательной программы; система не аттестован («н/а») при выставлении отметок за четверть (полугодие) и промежуточной аттестации. 3.5. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 3.6. Текущий контроль успеваемости проводится систематически в течение учебного периода в целях: контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных образовательной программой; оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС; совершенствования (корректировки, выстраивания наиболее эффективным образом) образовательного процесса для достижения требуемых результатов, информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах обучения. 3.7. Количество, формы, периодичность обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся внутри учебных периодов определяются учителем, преподающим этот предмет, и отражаются в рабочей программе по предмету. Контрольные работы по предметам, административный контроль, внешние и внутренние мониторинги фиксируются в едином графике оценочных процедур. 3.8. Выставление неудовлетворительных оценок на первых уроках после отсутствия обучающегося по уважительной причине недопустимо, так как это сдерживает развитие успехов в его учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебному предмету. 3.9. Административный контроль проводится во 2–11классах в соответствии с планом внутришкольного мониторинга на текущий учебный год. Административный контроль может проводиться в период установленных планом внутришкольного контроля тематических проверок и во внеплановых случаях. 3.9.1. Формы административного контроля определяются в плане внутришкольного контроля или устанавливаются приказом директора о проведении административного контроля. 3.9.2. Тексты работ административного контроля (далее административные контрольные работы) разрабатываются администрацией в соответствии с требованиями стандарта. 3.9.3. Административные контрольные работы могут быть заменены внешними мониторингами (при наложении сроков работ) для снижения нагрузки на обучающихся и педагогов. Указанные работы проводятся по текстам, полученным из вышестоящих органов управления образованием. 3.9.4. Административная контрольная работа проводится учителем в соответствии с утвержденным приказом директора графиком, в присутствии ассистента, назначенного данным приказом. 3.9.5. Итоги административных контрольных работ анализируются на заседаниях методических объединений учителей, на административных и производственных совещаниях, учитываются при подготовке анализа работы ОО за истекший период. 3.10. Педагогические работники доводят до родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся посредством заполнения предусмотренных документов (электронный дневник, электронный журнал), а также по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости, обучающихся в устной форме. 3.11. Общее количество оценочных процедур и периодичность их проведения отражаются в едином графике и должно соответствовать требованиям: 3.11.1 Оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели не чаще 1 раза в 2,5 недели, но не более 10% от общего количества часов по предмету, 3.11.2. Не допустимо проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании; 3.11.3. Не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день; 3.11.4. Исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения "предварительных" контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры; 3.11.5. при проведении оценочной процедуры учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ обучающихся, формирование массива результатов оценочной процедуры, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости - повторение и закрепление материала. 3.12. Единый график оценочных процедур формируется на полугодие и размещается на официальном сайте ОО в сети Интернет. 3.13 Порядок ведения портфолио определяется отдельным Положением. 4. Промежуточная аттестация обучающихся 4.1. Промежуточная аттестация – это подтверждение освоения отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. 4.2. Промежуточную аттестацию в ОО в обязательном порядке проходят обучающиеся, осваивающие ООП начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования во всех формах обучения, включая обучающихся, осваивающих образовательные программы ОО по индивидуальным учебным планам; обучающиеся, осваивающие программу в форме семейного образования (экстерны) и в форме самообразования (экстерны). 4.3. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных учебным планом, в сроки, утвержденные календарным учебным графиком, и в порядке, установленном пунктом 3.5 настоящего Положения. 4.4. Перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), выносимых на промежуточную аттестацию, и форма проведения определяются ООП по уровням общего образования (учебным(и) планом(ами)). 4.5. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся: 4.5.1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы. 4.5.2. В качестве результатов промежуточной аттестации по предметам учебного плана соответствующего уровня образования обучающимся могут быть зачтены внеучебные образовательные достижения. Зачет производится в форме учета личностных достижений или портфолио. 4.5.3. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. 4.5.4. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительной причине, подтвержденной документально, проходят промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, определяемые приказом руководителя ОО в течение одной недели с момента непрохождения обучающимся промежуточной аттестации. 4.6. Уважительными причинами признаются: болезнь обучающегося, подтвержденная соответствующей справкой медицинской организации; трагические обстоятельства семейного характера; участие в спортивных, интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах на всероссийском и международном уровне, региональных, федеральных мероприятиях, волонтерской деятельности; обстоятельства непреодолимой силы, определяемые в соответствиис Гражданским кодексом. 4.7. Расписание промежуточной аттестации составляется заместителем директорапо учебно-воспитательной работе не позднее чем за две недели до проведения промежуточной аттестации, в соответствии со сроками, утвержденными календарным учебным графиком. 4.8. Расписание промежуточной аттестации (перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), форма, сроки и порядок проведения) доводится до обучающихся и их родителей (законных представителей) посредством размещения на информационном стенде в вестибюле ОО, учебном кабинете, на официальном сайте ОО не позднее чем за две недели до проведения промежуточной аттестации. 4.9. Порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других ОО в качестве результатов промежуточной аттестации определяется соответствующим локальным нормативным актом ОО. 4.10. Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и отметки по результатам годовой письменной работы, выставляются всем обучающимся школы в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. 4.11. Промежуточная аттестация по курсам внеурочной деятельности определяется ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной деятельности. Оценивание планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных основной образовательной программой. 4.12. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по пятибалльной системе оценивания. Для письменных работ, результат прохождения которых фиксируется в баллах или иных значениях, разрабатывается шкала перерасчета полученного результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом уровня сложности заданий, времени выполнения работы и иных характеристик письменной работы. Шкала перерасчета отражена в «Положении о нормах оценивания по учебным предметам» ОО. 5. Особенности текущего контроля и промежуточной аттестации при организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 5.1. При организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий взаимодействие между педагогом и обучающимся может происходить в онлайн- и (или) офлайн-режиме. 5.2. В рамках текущего контроля педагогические работники вправе: проводить онлайн-опросы на информационной платформе, определяемой ОО; проводить тестирование, контрольные работы; давать обучающимся задания в виде реферата, проекта, исследования с последующим выставлением отметки в журнал; потребовать от обучающегося подтвердить свою личность посредством включения веб-камеры на компьютере или ноутбуке. В исключительных случаях обучающиеся вправе с разрешения педагога не включать веб-камеру. 6. Специальные условия проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учеников с ОВЗ. 6.1. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП) аттестации, обучающихся с ОВЗ включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, обучающихся с ОВЗ; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ОВЗ: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию при необходимости она прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению, картинный план и др.); при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10–15 минут) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения. 6.2. Освоение адаптированной основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах, определенных учебным планом, в том числе с учетом рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. 6.3. Формы промежуточной и итоговой аттестации, в том числе текущего контроля успеваемости, устанавливаются с учетом психофизиологического состояния, обучающегося. Форма контроля должна отражать, насколько достигнута цель обучения на каждом занятии. Не допускается завышение оценок обучающимся во избежание формирования ложных представлений о результатах обучения. 7. Результаты промежуточной аттестации обучающихся 7.1. Результаты промежуточной аттестации оформляются протоколом промежуточной аттестации. 7.2. Сведения о результатах промежуточной аттестации доводятся до обучающихся и их родителей (законных представителей) в течение двух дней с момента проведения промежуточной аттестации посредством электронного журнала и электронного дневника, обучающегося. 7.3. Родители получают доступ к информации о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной и итоговой аттестации, обучающихся через электронный дневник, связанный с электронным журналом, или посредством индивидуального обращения к педагогу, проводящему соответствующие занятия, классному руководителю, уполномоченному представителю администрации. 7.4. На основании положительных результатов промежуточной аттестации обучающиеся переводятся в следующий класс. 7.5. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 7.6. Процедура ликвидации академической задолженности регулируется отдельным Положением. 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 8.2. Положение размещается на официальном сайте ОО в сети Интернет, на информационном стенде, а также доводится до сведения родителей (законных представителей) Обучающихся на родительских собраниях. 8.3. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.